mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

В январскую Грецию. Дафни.

  Эх, зря я вам в прошлом посте пообещала Пелопоннес, придется еще подождать, потому что прежде еще был монастырь Дафни. Итак, мы вернулись в аэропорт и взяли машину, чтобы сдать ее уже перед самолетом. Сели и покатили по той самой дороге, по которой в античности шли священные процессии в Элевсин. Вскоре мы доехали до Дафни, это объект ЮНЕСКО, так что найти это место не сложно. Пройдя разные ковидные проверки мы попали в монастырь.
      Немного истории: крестово-купольный  октагональный храм (вероятно посвященный Успению Богоматери) был построен по-видимому в первой (или второй) половине XI в. Во время четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) монастырь был взят и разорен крестоносцами. С 1206 г. принадлежал католическому ордену цистерианцев. После завоевания Афин османами в 1458 г. монастырь был возвращен православным. Очень сильно пострадал во время землетрясения 1999 г. Много лет реставрировался и открылся для посещения в 2008 г.
0 (1 of 47).JPG


Полюбуемся на него с разных сторон. Когда-то здесь было святилище Аполлона Дафнийского. Помните историю про девушку превратившуюся в лавр (а кто не помнит см. статую Бернини).
0 (2 of 47).JPG

А теперь устремимся внутрь смотреть знаменитые мозаики. "В своем целом мозаики Дафни образуют редкостный по красоте ансамбль, полный кристаллической ясности." (Лазарев В.Н. "История византийской живописи.").
0 (3 of 47).JPG

Мозаики датируется концом XI в. - это время правления византийской династии Комнинов. Искусство "стало очень утонченным и отличалось высоким качеством." (О. Попова "Пути византийского искусства").
Несколько общих планов. Вот как все это выглядит сейчас.
0 (4 of 47).JPG

Входы/выходы открыты на три стороны.
0 (5 of 47).JPG

0 (6 of 47).JPG

0 (37 of 47).JPG

Пантократор в куполе датируется 1100 г.  "Лицо кажется по-человечески портретным и при том характерно греческим; создается впечатление, что такой благородный красивый облик мог бы иметь житель Константинополя комниновской эпохи, принадлежащий к интеллектуальным слоям общества." (О.С.Попова  "Образ Христа в византийском искусстве"). Пожалуй, не припомню более грозного образа.
0 (7 of 47).JPG

0 (8 of 47).JPG

Вход в Иерусалим. Я не буду придерживаться никакого определенного порядка, покажу так, как сфотографировали.
Продолжу цитировать. "Излюбленным становится особенный физиогномический тип, благородный и строгий, с продолговатым овалом, миндалевидными глазами и удлиненным тонким носом. Все облики отмечены подчеркнутой одухотворенностью. Фигуры, при всей верности пропорций и естественности движений, намеренно легкие, будто парящие, как бы не зависящие от законов земного тяготения. Лишенные тяжести, они возникают в особом, созданном золотым фоном пространстве, неконкретном и кажущемся беспредельным. Их существование не связано с определенным временем. Драпировки одежд похожи на складки античных хитонов, однако лишены ощущения материальности и выглядят отвлеченными и неосязаемыми.
0 (9 of 47).JPG

0 (10 of 47).JPG

..В композициях нет теней, как нет и видимого источника света. Божественный свет проникает повсюду , ровно освещает все формы.  Светом... является сам золотой фон...Много мелких, дробных линий в одеяниях, нередко больше, чем нужно для моделирования формы. Они создают самостоятельные ритмы, придают необходимую остроту фигурам.." (О. Попова "Пути византийского искусства").
Рождество.
0 (11 of 47).JPG

Вол и ослик кажется беседуют.
0 (12 of 47).JPG

Крещение.
0 (13 of 47).JPG

Архангел Гавриил из Благовещения.
0 (16 of 47).JPG

Успение Богоматери.
"Колорит отличается поразительным богатством чистых и нежных красок. Различные оттенки синих, зеленых, красных, серых и фиолетовых тонов образуют тончайшие колористические сочетания. Среди полутонов выделяются серо-зеленый, коричнево-красный, розовый, клубнично-коричневый, серо-фиолетовый, жемчужно-серый. В одеяниях находят себе широкое применение переливчатые тона, игравшие до середины XI века сравнительно скромную роль. Они достигаются путем перехода зеленых, желтых, синих, фиолетовых, розовых и серых тонов в белый либо при помощи контрастного сопоставления коричнево-красного с голубым."  (Лазарев В.Н. "История византийской живописи.")
0 (18 of 47).JPG

Детали.
0 (19 of 47).JPG

0 (20 of 47).JPG

0 (21 of 47).JPG

Благовестие Иоакиму и Анне. (почитать)
0 (24 of 47).JPG

0 (25 of 47).JPG

0 (26 of 47).JPG

Введение во храм. Слева - ангел приносит еду Деве Марии.
0 (27 of 47).JPG

0 (28 of 47).JPG

Распятие.
0 (32 of 47).JPG

Уверение Фомы.
0 (33 of 47).JPG

Сошествие во Ад. Слева - Давид, Соломон, Ева и Адам. Справа - Иоанн Креститель.
0 (34 of 47).JPG

Поверженный Ад, пытающийся удержать Адама.
0 (35 of 47).JPG

Сломанные замки и двери ада.
0 (36 of 47).JPG

Преображение. Уточняя иконографию наткнулась на цитату: «Спас в облаке, одеяние белое, рукою благословляет, в другой свиток. С левой стороны Спаса стоит Илия Пророк, смотрит на Спаса, с другой строны Моисей, в руках у него скрижали каменные, как книжка. Петр под горою лежит, Иоанн на камне пал, а смотрит вверх, Иаков головою оземь, а ноги вверх, закрыл рукою лицо свое. На Илии риза празелень, на Моисее багор, на Иакове празелень, на Петре вохра, на Иоанне киноварь».
Это описание приводит историк, археолог, собиратель русских древностей, основатель «Общества любителей древнерусского искусства» Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-07.06.1898). (ссылка)

0 (39 of 47).JPG

Детали
0 (40 of 47).JPG

0 (41 of 47).JPG

"риза празелень".
0 (42 of 47).JPG

Поклонение волхвов.
0 (45 of 47).JPG

Рождество Марии снято телефоном, оно расположено слишком высоко. Прошу прощения за качество.
0 (47 of 47).JPG

Фрагменты разных фресок.
0 (30 of 47).JPG

Похоже на Тайную Вечерю.
0 (31 of 47).JPG

0 (29 of 47).JPG

Разные святые.
0 (14 of 47).JPG

0 (15 of 47).JPG

0 (17 of 47).JPG

0 (22 of 47).JPG

Это я так умудрилась снять, вот с такими искажениями, прошу прощения.
0 (23 of 47).JPG

0 (46 of 47).JPG

Архангелы.
0 (44 of 47).JPG

0 (43 of 47).JPG

И цветочки.
0 (38 of 47).JPG

В январскую Грецию. Афины, часть 1.
В январскую Грецию. Афины, часть 2.
В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 1
В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 2.
Tags: Греция, Дафни, Картинки, архитектура, живопись, интересное, картинки, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →