На выставке "Прадо в Эрмитаже" мое внимание привлек портрет Филиппа II (см. предыдущий пост). И каково же было мое удивление, когда я узнала, что написала этот портрет женщина -художница Софонисба Ангишола (Sofonisba Anguissola). Придя домой полезла в интернет нашла несколько ее чудесных работ и выяснила, что у нее еще и замечательнейшая биография. Подробнее смотрите здесь http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post119732108/ и здесь http://www.snob.ru/profile/blog/10815/32576 ну и здесь,
конечно, http://en.wikipedia.org/wiki/Sophonisba_Angussola . Русская википедия пока очень блекло все описывает. А тут такая интереснейшая жизнь. Тем, кому сильно лень лазить по ссылкам ;) я напишу, что перевела из wikipedii.
Годы жизни 1532 – November 16, 1625. Шестнадцатый век стало быть и прожила она 93 года. Родилась в Кремоне Ломбардия, была старшей из 7 детей. Мать ее умерла, когда ей было всего 5 лет. Отец приложил все силы, чтобы развить таланты детей. Пять сестер стали художницами (Елена, Лучия, Европа, Анна-Мария). Елена ушла в монастырь. Анна-Мария и Европа бросили рисовать после замужества. Лучия, подававшая самые большие надежды, к несчастью рано умерла. Минерва стала писательницей, а их брат посвятил себя музыке и латыни. Когда Софонисбе исполнилось 14 лет ее отец отправил ее и Елену учиться живописи у Бернардино Кампи. К этому времени относится следующая картина "Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу Ангиссола" (ок. 1550).
В возрасте 22 х лет Софонисба приехала в Рим. Здесь она познакомилась с Микеланджело, который попросил ее нарисовать плачущего мальчика. И вот что получилось :) "Мальчик укушенный крабом"
Микеланджело увидел в ней талант и давал ей советы в живописи на протяжении не менее 2 х лет. Вероятно она была его ученицей.
В 1558 году, будучи уже хорошо известной художницей, она написала портрет герцога Альба, который ее порекомендовал Филиппу II. В 27 лет Софонисба переезжает в Испанию и становится придворной художницей и фрейлиной королевы Елизаветы Валуа. При дворе она написала множество портретов королевской семьи. В 38 лет после смерти Елизаветы Валуа, при покровительстве Филиппа, она выходит замуж за дона Франциско де Монкадо богатого и знатного человека. Брак видимо был удачный к тому же он поддерживал творчество своей жены. Через 8 лет семья покидает Испанию и переезжает в Палермо, где в 1579 г дон Монкадо умирает. В возрасте 47 лет во время путешествия в родную Кремону Софонисба влюбилась в капитана корабля Орацио Ломеллино, который был значительно ее моложе. В 1580 году они поженились. Муж поддерживал и всячески поощрял живопись своей жены. И их брак был долгим и счастливым. Жили они в Генуе, в доме семьи мужа и у Софонисбы были все условия для творчества, аппартаменты и мастерская. Надо сказать что семья никогда не бедствовала, кроме наследства у Софонисбы еще была пожизненная пенсия назначенная Филиппом II. Также ее муж оказался удачливым "бизнесменом" :) В Генуе ее посещали многие известные художники того времени. В том числе Ван Дейк, которому она давала советы по живописи и который оставил свои воспоминания о встрече с ней. На протяжении всей своей жизни она писала автопортреты. Последний написан в 1620 году. К сожалению сильно ухудшевшееся зрение лишило ее возможности писать дальше. Она умерла в 1625 году в Палермо в возрасте 93 лет. В год ее столетия муж поместил на ее могилу такую надпись (цитирую по Сергею Кондрашову) "Софонисбе, моей супруге... причисляемой к знаменитейшим женщинам мира, выдающейся в создании портретов... Горацио Ломеллино, исполненный горя от потери своей великой любви в 1632 году, посвящает эту скромную дань столь великой женщине". Софонисба однажды сказала “Life is full of surprises, I try to capture these precious moments with wide eyes.” Красиво перевести мне не удалось.. только так "В жизни много удивительного. Я стараюсь уловить эти драгоценные моменты широко раскрытыми глазами" . Для лучшего перевода жду ваших вариантов :) И напоследок несколько ее автопортретов.
Около 1532 г.
1554 г.
1610 г.
И последний 1620 г.
P.S. Глядя на ее работы помните пожалуйста, что женщины не могли в это время изучать анатомию, так что теоретической базы у нее не было.