mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Ананьи. Крипта св. Магна, ч.1

 Прекраснейшая романская крипта св. Магна - величайшая драгоценность. В ней надо любоваться не только фресками, которые занимают более чем 500 м2 и которые создавались на протяжении более 100 лет, начиная с 1104 г., но еще и великолепной архитектурой и оригинальными напольными мозаиками косматеско 1231 г.

В следующем посте мы покажем множество деталей. В этом - общий вид и лишь один из фресковых циклов, притом далеко не самый ранний.
DSC_5960

"Филистимлянский" цикл фресок в крипте св. Магна написан на сводах центрального нефа крипты и, не уместившись на них, заходит на своды бокового нефа (целых 8 сводов!). Несомненно центральное значение этого цикла или, как минимум, подчёркнутая важность этих сюжетов для заказчика (папы?). Цикл иллюстрирует содержание 4-10 глав Первой Книги Царств. Вкратце, речь идёт об истории утери, затем "ложного" и, наконец, полного обретения Ковчега Завета израильтянами в противостоянии с филистимлянами.

Цитирую по Первой книге царств. Глава 4:
"И собрались Филистимляне воевать с Израильтянами ... и произошла битва, и были поражены Израильтяне....сказали старейшины Израилевы: ...возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших. ".  Так и сделали. Принесли Ковчег Завета, "а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес". Илий был священник, который судил израильтян, потому, что царя у них в то время еще не было. "Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу".

"И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли". Узнав об этом от вестника, "Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер."
DSC_5972

DSC_5978

DSC_5973

DSC_5974

DSC_5976

DSC_5977

Переходим к главе 5.
Филистимляне принесли Ковчег в г. Азот, в храм своего бога Дагона. Идол упал и разбился, "И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние". Тогда филистимляне перенесли Ковчег в город Геф, но там случилось то же. На фреске изображены четыре пострадавших города филистимлян: Азот, Геф, Аскалон, Газа.
DSC_6039

DSC_3490

Напомню, что при нажатии на фотографию можно перейти на фликр и увеличить картинку.
DSC_3493

DSC_3494

DSC_3495

Мыши какие здоровущие
DSC_3503

Глава 6.
"И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев, и наполнилась земля та мышами". И обратились филистимляне за помощью к "жрецам и прорицателям". Ответ был такой: "итак возьмите, сделайте одну колесницу новую и возьмите двух первородивших коров.., и впрягите коров в колесницу, ...; и возьмите ковчег Господень, и поставьте его на колесницу, а золотые вещи, которые принесете Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку его; и отпустите его, и пусть пойдет; и смотрите, если он пойдет к пределам своим, к Вефсамису, то он великое сие зло сделал нам; если же нет, то мы будем знать, что не его рука поразила нас, а сделалось это с нами случайно".
Коровы пошли в израильское поселение Вефсамис, где и стали посреди поля. Израильтяне обрадовались " раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу".
DSC_5985

DSC_3511

DSC_6030

Коровы смиренно лежат на жертвеннике.
DSC_6031

Глава 6 и глава 7.
Любопытные вефсамитяне не удержались и заглянули в Ковчег Завета. А ведь они знали, что к Ковчегу было разрешено приближаться лишь первосвященнику и только раз в году.
" И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек." И отправили тогда Ковчег в город Кириаф-Иарим. "И обратился весь дом Израилев к Господу."
DSC_6027

DSC_3463

DSC_3465

DSC_6028

DSC_3464

Глава 7.
Пророк Самуил призывает израильтян служить Господу, и удалить "из среды себя богов иноземных..Ваалов и Астарт".  Он вырубает священные деревья и приносит в жертву Господу ягненка - "и услышал его Господь."
DSC_6016

DSC_3469

DSC_3478

DSC_3485

Глава 7.. И по молитве Самуила была битва при Массифе и "усмирены были Филистимляне".
DSC_3479

DSC_5999

DSC_6000

DSC_6002

Глава 8
"И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей"...И стал просить народ Израиля Самуила, чтобы избрал он им царя: "пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши". Господь указал Самуилу на Саула, и помазал Самуил Саула на царство "ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их"... И стал Саул первым царем Израиля... Продолжение этой увлекательной истории вы можете прочитать в Ветхом Завете, а ананьевский "филистимлянский" цикл на этом заканчивается.

Ниже привожу очень интересные размышления К. Кажется ему удалось расшифровать причину возникновения этого сюжета в крипте (а то и правда, не очень понятно - где филистимляне и где Ананьи? На сайте музея пишут обычные слова насчет превосходства власти папы над светской властью, без подробностей).
DSC_5991

Цикл атрибутируется весьма размыто: концом 12 - началом 13 веков. Это крайне усложняет задачу однозначного прояснения актуального смысла, который вкладывали живописец и, вероятно, папа в выбранный, как кажется, весьма неожиданный, чуть ли не случайный, сюжет из Ветхого Завета. Однако, как мы знаем, в средневековой живописи случайностей не бывает: если какому-то сюжету придается центральный характер, то это значит, что он либо связан с житием святого, которому посвящено место, либо перекликается с новозаветными сюжетами, либо событиями, современными художнику и его заказчику.

Сразу отвергнем идею, что сюжет выбран по известному уподоблению Богородицы (которой и посвящен собор) - Ковчегу. В этом случае живописец не ограничился бы лишь одним из множества сюжетов, связанных с Ковчегом. Значит, сюжет с плохими хранителями Ковчега, удачливыми филистимлянами, их бедами от Ковчега и конечным возвращением Ковчега израильтянам должен быть симметричен каким-то вполне современным живописцу и его заказчику событиям. Что же это может быть?
Вдруг Ковчег - это Иерусалим - и именно его утеря христианами и чаемое возвращение назад - и есть та самая симметрия? Иерусалим был отобран у христиан Саладином в 1187 году, притом весь христианский мир пришел в ужас после 88 летнего владения святыней. Разумеется, христианский мир собирался в новый крестовый поход для возвращения Иерусалима (Ковчега?). И если догадка верна, то создание этого цикла фресок, как кажется, должно относиться к первому десятилетию после падения Иерусалима, т.е. где-то между 1190 и 1198 гг, к понтификату Целестина III. А какой великий папа проживал, будучи ещё кардиналом, в эти годы в Ананьи?  Иннокентий III ! Именно он охарактеризовал захват Иерусалима мусульманами в 1187 году как божественное возмездие за моральные слабости христианских князей (параллель: сыновей Илия, дурных хранителей Ковчега).
Впрочем, ничто не мешает нам считать, что значение этого события было столь велико, что филистимлянский цикл фресок мог быть написан и позже (вплоть до конца понтификата Иннокентия в 1216 году?)
Но вот Витторио Згарби с нами не согласен и атрибутирует данный цикл фресок 1230м годом. На чем он основывается? На "авторском почерке" живописца. Как вы помните, мастеров, расписывавших крипту, было не менее 3х. Первый из них создал фрески ещё в 1104 г, а вот "третий мастер из Ананьи", судя по всему, расписывал также капеллу Сан Сильвестра в Санти Кваттро Коронати в Риме (пост о ней). И происходило это все в 1230-1231 гг. Также, видимо, как-то известно, что роскошные полы в крипте клались в 1231г и, по словам Згарби, фрески третьего мастера "с ними гармонируют".

Что ж, если принять, что цикл создавался в 1230г., то происходило это уже при папе Григории IX, кстати, уроженце Ананьи. И какие симметрии могут оказаться с филистимлянским сюжетом в это время, уже почти через 50 лет после потери Иерусалима? Да все те же самые, притом с существенным "продлением" симметрий. Григорий как раз в 20е годы принуждал императора Фридриха II к новому крестовому походу. В конце концов, Фридрих оказался отлученным от церкви, и в этом состоянии без боя, "торгом" получил Иерусалим, более того, "бесчинно" короновался в нем, в храме Гроба Господня. Ковчег вернулся к "израильтянам", да не к тем, кто его достоин.
Это то, что уже произошло к 1230му году.
Библейский сюжет (и фресковый цикл) повествуют далее о возвращении Ковчега к тем израильтянам, которые его достойны, об "усмирении филистимлян" и об избрании первого израильского царя Саула, выбранного и помазанного на царство пророком Самуилом, то есть по воле Бога.
Не очевидно ли, что это образ "правильного" будущего, в котором Иерусалим возвращен подлинным христианам, магометане усмирены, а папа избирает и помазует "на царство" не случайного, но богоизбранного императора?
Вот и все! Мы, кажется, разгадали смысл и значение филистимлянского цикла в Ананьи и подтвердили правильность мнения Згарби о времени его создания. Это действительно должен быть 1230 г.  Мы не любим Григория IX и любим Иннокентия III. Но увы.

Анонс поездки. Собираем советы.
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.2
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.3
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Баптистерий сан-Джованни ин Фонте
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Санта Кьяра и Донна Реджина Веккья
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, музей Каподимонте
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Ананьи. Музей и город
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Ананьи. Ораторий Томаса Бекета
Tags: Ананьи, Италия, Картинки, Лацио, живопись, интересное, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments