В следующем посте мы покажем множество деталей. В этом - общий вид и лишь один из фресковых циклов, притом далеко не самый ранний.

"Филистимлянский" цикл фресок в крипте св. Магна написан на сводах центрального нефа крипты и, не уместившись на них, заходит на своды бокового нефа (целых 8 сводов!). Несомненно центральное значение этого цикла или, как минимум, подчёркнутая важность этих сюжетов для заказчика (папы?). Цикл иллюстрирует содержание 4-10 глав Первой Книги Царств. Вкратце, речь идёт об истории утери, затем "ложного" и, наконец, полного обретения Ковчега Завета израильтянами в противостоянии с филистимлянами.
Цитирую по Первой книге царств. Глава 4:
"И собрались Филистимляне воевать с Израильтянами ... и произошла битва, и были поражены Израильтяне....сказали старейшины Израилевы: ...возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших. ". Так и сделали. Принесли Ковчег Завета, "а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес". Илий был священник, который судил израильтян, потому, что царя у них в то время еще не было. "Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу".
"И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли". Узнав об этом от вестника, "Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер."






Переходим к главе 5.
Филистимляне принесли Ковчег в г. Азот, в храм своего бога Дагона. Идол упал и разбился, "И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние". Тогда филистимляне перенесли Ковчег в город Геф, но там случилось то же. На фреске изображены четыре пострадавших города филистимлян: Азот, Геф, Аскалон, Газа.


Напомню, что при нажатии на фотографию можно перейти на фликр и увеличить картинку.



Мыши какие здоровущие

Глава 6.
"И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев, и наполнилась земля та мышами". И обратились филистимляне за помощью к "жрецам и прорицателям". Ответ был такой: "итак возьмите, сделайте одну колесницу новую и возьмите двух первородивших коров.., и впрягите коров в колесницу, ...; и возьмите ковчег Господень, и поставьте его на колесницу, а золотые вещи, которые принесете Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку его; и отпустите его, и пусть пойдет; и смотрите, если он пойдет к пределам своим, к Вефсамису, то он великое сие зло сделал нам; если же нет, то мы будем знать, что не его рука поразила нас, а сделалось это с нами случайно".
Коровы пошли в израильское поселение Вефсамис, где и стали посреди поля. Израильтяне обрадовались " раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу".



Коровы смиренно лежат на жертвеннике.

Глава 6 и глава 7.
Любопытные вефсамитяне не удержались и заглянули в Ковчег Завета. А ведь они знали, что к Ковчегу было разрешено приближаться лишь первосвященнику и только раз в году.
" И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек." И отправили тогда Ковчег в город Кириаф-Иарим. "И обратился весь дом Израилев к Господу."





Глава 7.
Пророк Самуил призывает израильтян служить Господу, и удалить "из среды себя богов иноземных..Ваалов и Астарт". Он вырубает священные деревья и приносит в жертву Господу ягненка - "и услышал его Господь."




Глава 7.. И по молитве Самуила была битва при Массифе и "усмирены были Филистимляне".




Глава 8
"И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей"...И стал просить народ Израиля Самуила, чтобы избрал он им царя: "пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши". Господь указал Самуилу на Саула, и помазал Самуил Саула на царство "ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их"... И стал Саул первым царем Израиля... Продолжение этой увлекательной истории вы можете прочитать в Ветхом Завете, а ананьевский "филистимлянский" цикл на этом заканчивается.
Ниже привожу очень интересные размышления К. Кажется ему удалось расшифровать причину возникновения этого сюжета в крипте (а то и правда, не очень понятно - где филистимляне и где Ананьи? На сайте музея пишут обычные слова насчет превосходства власти папы над светской властью, без подробностей).

Цикл атрибутируется весьма размыто: концом 12 - началом 13 веков. Это крайне усложняет задачу однозначного прояснения актуального смысла, который вкладывали живописец и, вероятно, папа в выбранный, как кажется, весьма неожиданный, чуть ли не случайный, сюжет из Ветхого Завета. Однако, как мы знаем, в средневековой живописи случайностей не бывает: если какому-то сюжету придается центральный характер, то это значит, что он либо связан с житием святого, которому посвящено место, либо перекликается с новозаветными сюжетами, либо событиями, современными художнику и его заказчику.
Сразу отвергнем идею, что сюжет выбран по известному уподоблению Богородицы (которой и посвящен собор) - Ковчегу. В этом случае живописец не ограничился бы лишь одним из множества сюжетов, связанных с Ковчегом. Значит, сюжет с плохими хранителями Ковчега, удачливыми филистимлянами, их бедами от Ковчега и конечным возвращением Ковчега израильтянам должен быть симметричен каким-то вполне современным живописцу и его заказчику событиям. Что же это может быть?
Вдруг Ковчег - это Иерусалим - и именно его утеря христианами и чаемое возвращение назад - и есть та самая симметрия? Иерусалим был отобран у христиан Саладином в 1187 году, притом весь христианский мир пришел в ужас после 88 летнего владения святыней. Разумеется, христианский мир собирался в новый крестовый поход для возвращения Иерусалима (Ковчега?). И если догадка верна, то создание этого цикла фресок, как кажется, должно относиться к первому десятилетию после падения Иерусалима, т.е. где-то между 1190 и 1198 гг, к понтификату Целестина III. А какой великий папа проживал, будучи ещё кардиналом, в эти годы в Ананьи? Иннокентий III ! Именно он охарактеризовал захват Иерусалима мусульманами в 1187 году как божественное возмездие за моральные слабости христианских князей (параллель: сыновей Илия, дурных хранителей Ковчега).
Впрочем, ничто не мешает нам считать, что значение этого события было столь велико, что филистимлянский цикл фресок мог быть написан и позже (вплоть до конца понтификата Иннокентия в 1216 году?)
Но вот Витторио Згарби с нами не согласен и атрибутирует данный цикл фресок 1230м годом. На чем он основывается? На "авторском почерке" живописца. Как вы помните, мастеров, расписывавших крипту, было не менее 3х. Первый из них создал фрески ещё в 1104 г, а вот "третий мастер из Ананьи", судя по всему, расписывал также капеллу Сан Сильвестра в Санти Кваттро Коронати в Риме (пост о ней). И происходило это все в 1230-1231 гг. Также, видимо, как-то известно, что роскошные полы в крипте клались в 1231г и, по словам Згарби, фрески третьего мастера "с ними гармонируют".
Что ж, если принять, что цикл создавался в 1230г., то происходило это уже при папе Григории IX, кстати, уроженце Ананьи. И какие симметрии могут оказаться с филистимлянским сюжетом в это время, уже почти через 50 лет после потери Иерусалима? Да все те же самые, притом с существенным "продлением" симметрий. Григорий как раз в 20е годы принуждал императора Фридриха II к новому крестовому походу. В конце концов, Фридрих оказался отлученным от церкви, и в этом состоянии без боя, "торгом" получил Иерусалим, более того, "бесчинно" короновался в нем, в храме Гроба Господня. Ковчег вернулся к "израильтянам", да не к тем, кто его достоин.
Это то, что уже произошло к 1230му году.
Библейский сюжет (и фресковый цикл) повествуют далее о возвращении Ковчега к тем израильтянам, которые его достойны, об "усмирении филистимлян" и об избрании первого израильского царя Саула, выбранного и помазанного на царство пророком Самуилом, то есть по воле Бога.
Не очевидно ли, что это образ "правильного" будущего, в котором Иерусалим возвращен подлинным христианам, магометане усмирены, а папа избирает и помазует "на царство" не случайного, но богоизбранного императора?
Вот и все! Мы, кажется, разгадали смысл и значение филистимлянского цикла в Ананьи и подтвердили правильность мнения Згарби о времени его создания. Это действительно должен быть 1230 г. Мы не любим Григория IX и любим Иннокентия III. Но увы.
Анонс поездки. Собираем советы.
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.2
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.3
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Баптистерий сан-Джованни ин Фонте
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Санта Кьяра и Донна Реджина Веккья
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, музей Каподимонте
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Ананьи. Музей и город
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Ананьи. Ораторий Томаса Бекета
Анонс поездки. Собираем советы.
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.2
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.3
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Баптистерий сан-Джованни ин Фонте
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Санта Кьяра и Донна Реджина Веккья
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, музей Каподимонте
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Ананьи. Музей и город
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Ананьи. Ораторий Томаса Бекета
Comments
Надо будет как-то добраться до Ананьи.
Крипта великопепна (будет еще один пост)
ну, в общем, в начало очереди передвину
даже до всяких апулий с базиликатами
Как сицилиец по духу (кхе-кхе), я одинаково не люблю и Иннокентия III, и Григория IX; оба они Фридриху нашему досадили
Без фото просто выходишь из крипты ошарашенный, и всё)