?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Прекраснейшая романская крипта св. Магна - величайшая драгоценность. В ней надо любоваться не только фресками, которые занимают более чем 500 м2 и которые создавались на протяжении более 100 лет, начиная с 1104 г., но еще и великолепной архитектурой и оригинальными напольными мозаиками косматеско 1231 г.

В следующем посте мы покажем множество деталей. В этом - общий вид и лишь один из фресковых циклов, притом далеко не самый ранний.
DSC_5960

"Филистимлянский" цикл фресок в крипте св. Магна написан на сводах центрального нефа крипты и, не уместившись на них, заходит на своды бокового нефа (целых 8 сводов!). Несомненно центральное значение этого цикла или, как минимум, подчёркнутая важность этих сюжетов для заказчика (папы?). Цикл иллюстрирует содержание 4-10 глав Первой Книги Царств. Вкратце, речь идёт об истории утери, затем "ложного" и, наконец, полного обретения Ковчега Завета израильтянами в противостоянии с филистимлянами.

Цитирую по Первой книге царств. Глава 4:
"И собрались Филистимляне воевать с Израильтянами ... и произошла битва, и были поражены Израильтяне....сказали старейшины Израилевы: ...возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших. ".  Так и сделали. Принесли Ковчег Завета, "а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес". Илий был священник, который судил израильтян, потому, что царя у них в то время еще не было. "Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу".

"И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли". Узнав об этом от вестника, "Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер."
DSC_5972

DSC_5978

DSC_5973

DSC_5974

DSC_5976

DSC_5977

Переходим к главе 5.
Филистимляне принесли Ковчег в г. Азот, в храм своего бога Дагона. Идол упал и разбился, "И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние". Тогда филистимляне перенесли Ковчег в город Геф, но там случилось то же. На фреске изображены четыре пострадавших города филистимлян: Азот, Геф, Аскалон, Газа.
DSC_6039

DSC_3490

Напомню, что при нажатии на фотографию можно перейти на фликр и увеличить картинку.
DSC_3493

DSC_3494

DSC_3495

Мыши какие здоровущие
DSC_3503

Глава 6.
"И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев, и наполнилась земля та мышами". И обратились филистимляне за помощью к "жрецам и прорицателям". Ответ был такой: "итак возьмите, сделайте одну колесницу новую и возьмите двух первородивших коров.., и впрягите коров в колесницу, ...; и возьмите ковчег Господень, и поставьте его на колесницу, а золотые вещи, которые принесете Ему в жертву повинности, положите в ящик сбоку его; и отпустите его, и пусть пойдет; и смотрите, если он пойдет к пределам своим, к Вефсамису, то он великое сие зло сделал нам; если же нет, то мы будем знать, что не его рука поразила нас, а сделалось это с нами случайно".
Коровы пошли в израильское поселение Вефсамис, где и стали посреди поля. Израильтяне обрадовались " раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу".
DSC_5985

DSC_3511

DSC_6030

Коровы смиренно лежат на жертвеннике.
DSC_6031

Глава 6 и глава 7.
Любопытные вефсамитяне не удержались и заглянули в Ковчег Завета. А ведь они знали, что к Ковчегу было разрешено приближаться лишь первосвященнику и только раз в году.
" И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек." И отправили тогда Ковчег в город Кириаф-Иарим. "И обратился весь дом Израилев к Господу."
DSC_6027

DSC_3463

DSC_3465

DSC_6028

DSC_3464

Глава 7.
Пророк Самуил призывает израильтян служить Господу, и удалить "из среды себя богов иноземных..Ваалов и Астарт".  Он вырубает священные деревья и приносит в жертву Господу ягненка - "и услышал его Господь."
DSC_6016

DSC_3469

DSC_3478

DSC_3485

Глава 7.. И по молитве Самуила была битва при Массифе и "усмирены были Филистимляне".
DSC_3479

DSC_5999

DSC_6000

DSC_6002

Глава 8
"И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей"...И стал просить народ Израиля Самуила, чтобы избрал он им царя: "пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши". Господь указал Самуилу на Саула, и помазал Самуил Саула на царство "ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их"... И стал Саул первым царем Израиля... Продолжение этой увлекательной истории вы можете прочитать в Ветхом Завете, а ананьевский "филистимлянский" цикл на этом заканчивается.

Ниже привожу очень интересные размышления К. Кажется ему удалось расшифровать причину возникновения этого сюжета в крипте (а то и правда, не очень понятно - где филистимляне и где Ананьи? На сайте музея пишут обычные слова насчет превосходства власти папы над светской властью, без подробностей).
DSC_5991

Цикл атрибутируется весьма размыто: концом 12 - началом 13 веков. Это крайне усложняет задачу однозначного прояснения актуального смысла, который вкладывали живописец и, вероятно, папа в выбранный, как кажется, весьма неожиданный, чуть ли не случайный, сюжет из Ветхого Завета. Однако, как мы знаем, в средневековой живописи случайностей не бывает: если какому-то сюжету придается центральный характер, то это значит, что он либо связан с житием святого, которому посвящено место, либо перекликается с новозаветными сюжетами, либо событиями, современными художнику и его заказчику.

Сразу отвергнем идею, что сюжет выбран по известному уподоблению Богородицы (которой и посвящен собор) - Ковчегу. В этом случае живописец не ограничился бы лишь одним из множества сюжетов, связанных с Ковчегом. Значит, сюжет с плохими хранителями Ковчега, удачливыми филистимлянами, их бедами от Ковчега и конечным возвращением Ковчега израильтянам должен быть симметричен каким-то вполне современным живописцу и его заказчику событиям. Что же это может быть?
Вдруг Ковчег - это Иерусалим - и именно его утеря христианами и чаемое возвращение назад - и есть та самая симметрия? Иерусалим был отобран у христиан Саладином в 1187 году, притом весь христианский мир пришел в ужас после 88 летнего владения святыней. Разумеется, христианский мир собирался в новый крестовый поход для возвращения Иерусалима (Ковчега?). И если догадка верна, то создание этого цикла фресок, как кажется, должно относиться к первому десятилетию после падения Иерусалима, т.е. где-то между 1190 и 1198 гг, к понтификату Целестина III. А какой великий папа проживал, будучи ещё кардиналом, в эти годы в Ананьи?  Иннокентий III ! Именно он охарактеризовал захват Иерусалима мусульманами в 1187 году как божественное возмездие за моральные слабости христианских князей (параллель: сыновей Илия, дурных хранителей Ковчега).
Впрочем, ничто не мешает нам считать, что значение этого события было столь велико, что филистимлянский цикл фресок мог быть написан и позже (вплоть до конца понтификата Иннокентия в 1216 году?)
Но вот Витторио Згарби с нами не согласен и атрибутирует данный цикл фресок 1230м годом. На чем он основывается? На "авторском почерке" живописца. Как вы помните, мастеров, расписывавших крипту, было не менее 3х. Первый из них создал фрески ещё в 1104 г, а вот "третий мастер из Ананьи", судя по всему, расписывал также капеллу Сан Сильвестра в Санти Кваттро Коронати в Риме (пост о ней). И происходило это все в 1230-1231 гг. Также, видимо, как-то известно, что роскошные полы в крипте клались в 1231г и, по словам Згарби, фрески третьего мастера "с ними гармонируют".

Что ж, если принять, что цикл создавался в 1230г., то происходило это уже при папе Григории IX, кстати, уроженце Ананьи. И какие симметрии могут оказаться с филистимлянским сюжетом в это время, уже почти через 50 лет после потери Иерусалима? Да все те же самые, притом с существенным "продлением" симметрий. Григорий как раз в 20е годы принуждал императора Фридриха II к новому крестовому походу. В конце концов, Фридрих оказался отлученным от церкви, и в этом состоянии без боя, "торгом" получил Иерусалим, более того, "бесчинно" короновался в нем, в храме Гроба Господня. Ковчег вернулся к "израильтянам", да не к тем, кто его достоин.
Это то, что уже произошло к 1230му году.
Библейский сюжет (и фресковый цикл) повествуют далее о возвращении Ковчега к тем израильтянам, которые его достойны, об "усмирении филистимлян" и об избрании первого израильского царя Саула, выбранного и помазанного на царство пророком Самуилом, то есть по воле Бога.
Не очевидно ли, что это образ "правильного" будущего, в котором Иерусалим возвращен подлинным христианам, магометане усмирены, а папа избирает и помазует "на царство" не случайного, но богоизбранного императора?
Вот и все! Мы, кажется, разгадали смысл и значение филистимлянского цикла в Ананьи и подтвердили правильность мнения Згарби о времени его создания. Это действительно должен быть 1230 г.  Мы не любим Григория IX и любим Иннокентия III. Но увы.

Анонс поездки. Собираем советы.
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.2
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.3
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Баптистерий сан-Джованни ин Фонте
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Санта Кьяра и Донна Реджина Веккья
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, музей Каподимонте
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Ананьи. Музей и город
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Ананьи. Ораторий Томаса Бекета

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
abel
May. 3rd, 2019 02:13 pm (UTC)
Да, это чудо.
Надо будет как-то добраться до Ананьи.
mrs_mcwinkie
May. 3rd, 2019 02:16 pm (UTC)
Спасибо. Да, мне кажется от Рима там не очень сложно добираться. И он стоит того. Будет еще один пост по крипте
globus_belarusi
May. 3rd, 2019 02:20 pm (UTC)
Блестяще! И крипта, и текст, и догадка.
mrs_mcwinkie
May. 3rd, 2019 02:29 pm (UTC)
Спасибо. Я сама впечатлилась, как все сложилось.. паззл сошелся.
Крипта великопепна (будет еще один пост)
paslen
May. 3rd, 2019 02:42 pm (UTC)
Спасибо за прекрасные фрески. Особенно понравились лица в окнах, очень сюрреально и по современному. И отдельная благодарность, что разобрались с сюжетами и датировкой, большой респект за такой системный подход, когда всё понятно.
mrs_mcwinkie
May. 3rd, 2019 03:24 pm (UTC)
Спасибо, эти фрески сами вдохновляют, чтобы с ними разобраться :) . И они правда, очень хороши, очень
arukhlin
May. 3rd, 2019 02:49 pm (UTC)
Фрески потрясающие!
mrs_mcwinkie
May. 3rd, 2019 03:25 pm (UTC)
Да, но почему-то малоизвестны. Надо исправлять :)
taras_palkov
May. 3rd, 2019 02:49 pm (UTC)
Прекрасные фрески. Спасибо!
mrs_mcwinkie
May. 3rd, 2019 03:25 pm (UTC)
Спасибо.
j_j_j
May. 3rd, 2019 03:36 pm (UTC)
я вот даже не знаю, что сказать
ну, в общем, в начало очереди передвину
даже до всяких апулий с базиликатами
mrs_mcwinkie
May. 3rd, 2019 03:39 pm (UTC)
Очень правильное решение :)))
sibeaster
May. 3rd, 2019 03:47 pm (UTC)
А Вы с К помазание Саула-то увидели на месте? Оно не на центральных сводах, под которыми можно свободно перемещаться, а в одном из "правых", если смотреть от нынешнего входа в крипту. Поэтому-то его фотографий нигде нет - очень неудобно под углом и во тьму целиться)))

Как сицилиец по духу (кхе-кхе), я одинаково не люблю и Иннокентия III, и Григория IX; оба они Фридриху нашему досадили
Кирилл Чернышев
May. 3rd, 2019 04:16 pm (UTC)
Как же я лично возненавидел Фридриха после прочтения его подробного жизнеописания! А ведь ранее относился почти с симпатией к этому несомненно у титану. И Вы забываете о нежной любви хозяйки блога к Франциску...
(no subject) - sibeaster - May. 3rd, 2019 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Кирилл Чернышев - May. 3rd, 2019 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sibeaster - May. 3rd, 2019 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - May. 3rd, 2019 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sibeaster - May. 3rd, 2019 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - May. 3rd, 2019 10:06 pm (UTC) - Expand
val000
May. 3rd, 2019 06:12 pm (UTC)
Очень интересно, но и забавно - вот они, истоки современных комиксов.
mrs_mcwinkie
May. 3rd, 2019 10:06 pm (UTC)
:). Ну можно и так :)
(no subject) - mary_spiri - May. 31st, 2019 03:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - May. 31st, 2019 07:03 am (UTC) - Expand
twemlow
May. 3rd, 2019 07:20 pm (UTC)
как близко можно рассмотреть все мелкие делали, я вот, скажем, оргаменты люблю, с удовольствием их разбирала. и всякие мелкие ромашки.. спасибо, Катя!
mrs_mcwinkie
May. 3rd, 2019 10:07 pm (UTC)
Спасибо. Я тоже очень люблю детали.
(no subject) - twemlow - May. 4th, 2019 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - May. 4th, 2019 02:38 pm (UTC) - Expand
ensam_sa_va
May. 3rd, 2019 10:15 pm (UTC)
Великолепно! Спасибо за прекрасные фрески!
mrs_mcwinkie
May. 4th, 2019 12:38 am (UTC)
Спасибо вам. :)
kuzulka
May. 3rd, 2019 11:43 pm (UTC)
Но фрески-то шикарные!!!
mrs_mcwinkie
May. 4th, 2019 12:38 am (UTC)
Прямо-таки совсем шикарные, правда. Спасибо :)
uchitelj
May. 4th, 2019 05:39 pm (UTC)
Очень, очень красиво, спасибо!
mrs_mcwinkie
May. 4th, 2019 05:56 pm (UTC)
Спасибо
petrark
May. 4th, 2019 11:02 pm (UTC)
Удивительно и великолепно. И что, можно спокойно снимать?
mrs_mcwinkie
May. 4th, 2019 11:32 pm (UTC)
Мы были одни, никто не мешал. Наверное ещё нельзя, но уже строго не следят.
elenajakovlevna
May. 5th, 2019 08:28 am (UTC)
Большое спасибо! Чудные фрески!
mrs_mcwinkie
May. 5th, 2019 04:32 pm (UTC)
Спасибо
galik_123
May. 8th, 2019 06:25 pm (UTC)
Потрясающие фрески, огромная вам благодарность, что так подробно отсняли!
Без фото просто выходишь из крипты ошарашенный, и всё)
mrs_mcwinkie
May. 8th, 2019 06:45 pm (UTC)
Спасибо, не все, но мы отсняли многое :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars