mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, Баптистерий сан-Джованни ин Фонте

После Археологического музея мы не спеша направились в сторону капеллы Сан-Северо. Это вообще было единственное место во всей поездке, где наблюдалось значительное скопление туристов и где мы отстояли очередь на входе не менее получаса. И это в мертвый сезон! И нигде больше!
И именно это самое место из всех запланированных к посещению во всей поездке вызвало у нас меньше всего эмоций. Ну просто и писать не о чем. Фотографировать там нельзя и за этим следят. Однако, в интернете можно найти картинки и посмотреть (и даже полюбоваться - не зря же мы туда стремились) на скульптуру.
Далее по виа Трибунале, заглядывая во все переулки, мы пошли к Дуомо, и Неаполь начал нам вполне даже нравиться. Вот если бы из всей Италии мы видели бы только его - мы могли бы признать его прекраснейшим. А так, пресыщенные, мы говорили: это почти как в Перудже, а здесь как в Болонье, а здесь как в шоппинговой части Флоренции... Ну, может, в следующий раз понравится больше. К. вот три часа прогулок по ночному Неаполю (в тот же день, но позже) очень даже понравились.
Вот и Дуомо, в нем Санта Реститута, а в ней - древнейший баптистерий с дивными мозаиками.
Как уже неоднократно отмечали коллеги, Дуомо Сан Дженарио в Неаполе - сплошное разочарование. Но, пробежавшись по нему в надежде увидеть хоть что-то близкое сердцу, ты наконец оказываешься в Санта Реститута, которая и была когда-то кафедральным собором Неаполя. И уже в Санта Реститута, ставшей чем-то вроде громадной капеллы нового Дуомо, находишь, например, вполне приятную мозаику 1322 г.выполненную Лелло ди Орвьето.
Богоматерь со свв. Реститутой и Януарием
DSC_5511

Деревянное распятие XIV в.
DSC_5508

И именно только через Санта Реституту можно попасть в, возможно, древнейший из сохранившихся баптистериев, Баптистерий Сан-Джованни ин Фонте, в котором относительно недавно были отреставрированы дивные раннехристианские мозаики. И эти мозаики - восхитительны.
Все закавыченные цитаты взяты мною из статьи Светланы Заиграйкиной "Мозаики баптистерия Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе (V век)" .
"..стиль мозаик Сан-Джованни ин Фонте, кажется, позволяет отнести их к V веку, вероятно, ко второй его половине... Он обладает специфической неоднородностью и неустойчивостью, присущей в целом произведениям монументальной живописи этого столетия, что выражается в одновременном присутствии в них элементов античной и христианской художественных систем...  Очевидно, в силу выучки и традиции, мозаичисты по-прежнему сообщают изобразительной плоскости иллюзию глубины и объема. Пространство в сценах в той или иной мере продолжает сохранять сходство с естественной средой. Вместе с тем художники последовательно наполняют сцены изображениями условно-символического характера. Привычные предметы, детали архитектуры и элементы пейзажа нагружаются сверхъестественным смыслом, несвойственным им в земной жизни."
DSC_3029

"В центре купола на фоне синего звездного неба помещен крест монограмма с греческими буквами альфа и омега под горизонтальным перекрестием. Над монограммой – десница, несущая лавровый венец, – знак присутствия Бога, и прозрачная голубая сфера – сияние его славы."
DSC_5521

"символический образ Христа – птица Феникс, стоящая на скале, – напоминание о Крестной смерти и Воскресении"
DSC_3000

"Декоративные ленты в виде «живой» растительной гирлянды, густонаселенной пернатыми, делят композицию купола на восемь элементов и одновременно являются обрамлением для расположенных на его склонах сцен. Сохранились фрагменты семи композиций, в которых различают следующие сюжеты: «Христос и самарянка», «Чудо в Кане», «Крещение» (предположительно), «Traditio Legis» («Передача закона»), «Хождение по водам», «Чудесный улов» и «Явление ангела женам-мироносицам»".
DSC_3031

"Христос и самарянка" постепенно переходят в "Чудо в Кане"
DSC_5540

Traditio Legis - Передача Закона. Христос передает свитки апостолам Петру и Павлу.
DSC_3022

Надпись на свитке: Dominus legem dat (Господь даёт Закон (лат.)). Петр берет свиток покрытыми руками - так же было принято принимать дары от императора. Знакомые нам разноцветные облака выглядят еще очень скромно, почти как продолжение листьев пальмы. И все же интересно, что обозначает литера L на одежде апостола Павла?
DSC_5552

DSC_5570

Беспечный пастушок и олени. То ли языческая пастораль, то ли аллюзия к христианским символам.
DSC_5557

Уже другие
DSC_5519

DSC_5536

На каком симпатичном желтеньком коврике он сидит.
DSC_5529

"Хождение по водам" и "Чудесный улов" (Ин. 21). Рыбки с золотинками.
DSC_3007

"Апостолы на стенах даны в сложных ракурсах, предполагающих наличие вокруг фигур конкретного физического пространства. Более того, при внимательном рассматривании становится заметно, что участки фона, непосредственно примыкающие к голове и фигуре (обычно за спиной), высветлены. Их внешний край оканчивается разнонаправленными короткими штрихами, образующими вокруг фигуры светящийся ореол, подобие мандорлы или нимба...Его можно понимать и интерпретировать двояко: и как способ создания пространственного эффекта, античный в своей основе, и как попытку живописными средствами передать идею святости персонажей"
И опять таинственные буквы:L, I.
DSC_5518

"Снижение внимания к пластической моделировке наблюдается в передаче лиц. Они малоподвижны, словно их «владельцы» не подвержены никаким внешним эмоциям. Выражение лиц – застывшее и сосредоточенное, а глаз – отстраненное и вместе с тем интенсивное."
DSC_5532

Какое у него окошко за плечом интересное, полное света.
DSC_5571

DSC_5547

Еще птички
DSC_5555

DSC_5550

DSC_5562

DSC_5517

DSC_3024

DSC_5524

Четыре евангелиста.
Лев
DSC_3011

DSC_5548

Телец (плохо сохранился)
DSC_5522

Ангел в разноцветных облаках.
DSC_3027

И что-то, на мой взгляд, не похож он на ангела. Скорее это сам евангелист Матфей.
DSC_5558

Орел, к сожалению полностью утрачен.

Мы надеялись в этот день осмотреть ещё и Доннареджина Веккья. Но вход в нее через Доннареджина Нуово, епархиальный музей, который по воскресеньям закрыт. Пока поняли это, успели почувствовать, что место это почему-то крайне привлекательно для наркоманов. Несколько молодых чернокожих парней медленно плелись вокруг как зомби, почему то с приспущенными штанами...
А мы объявили культурную программу дня закрытой и отправились обратно на Виа трибунале знакомиться с неаполитанской пиццей и моцареллой Буффало.
Пост писался совместно с К.

Анонс поездки. Собираем советы.
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.2
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.3
Tags: Италия, Кампания, Картинки, Неаполь, картинки, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →