?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В заключительном посте по Археологическому музею Неаполя я хочу вам показать фрески из Помпей, Геркуланума и Стабий.
Три немаленьких города, в которых стены жилых домов, вилл, лавок и разных учреждений были покрыты разнообразными фресками. И этих фресок в музее действительно очень много, но качество у них ммм.. разное. Далеко не все из них шедевры, довольно много ширпотреба - малоинтересных картинок, сделанных "модно, красивенько" или еще хуже. Качество "обоев" зависело от достатка и вкуса заказчика, впрочем, как всегда :)

В 1882 году немецкий ученый Август Мау разделил эти фрески на четыре стиля:
"Инкрустационный или структуральный (150—80 годы до н. э.) — характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма, часто встречаются репродукции греческих картин.
Архитектурный стиль (80 год до н. э.—14 год) — на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) — переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) — появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее." (вики)

Фантастический стиль длился с 62 г., когда было сильное землетресение, серьезно повредившее многие здания, до трагедии, произошедшей в октября 79 г.

Фрески, которые вошли в мой пост относятся в большинстве своем к IV стилю. Для собственного удобства я разбила их очень условно на четыре группы по тематике.
Задумчивая дама из Стабии.
DSC_5441

Мифологические сюжеты.   Я, с вашего позволения, не все буду расшифровывать и не всё давать целиком.
DSC_2911

DSC_2940

DSC_2941

Жертвоприношение Ифигении. IV стиль. (45-79 г). "В тра­гедии Еври­пида «Ифи­ге­ния в Тавриде», вдох­но­вив­шей авто­ра фрес­ки, Ифи­ге­нию долж­ны были при­не­сти в жерт­ву, чтобы кораб­ли ахей­цев смог­ли без­опас­но доплыть до Трои. Арте­ми­да пред­от­вра­ти­ла гибель Ифи­ге­нии, под­ме­нив ее ланью." (ссылка)
DSC_2957

Отец Ифигении - Агамемнон (тот самый конечно).
DSC_5457

DSC_2958

То ли Диана, а то ли Пенелопа (упс), которая подает лук Одиссею.
DSC_2959

DSC_2962

Детки играют на площадке, не сразу заметишь, что они крылатые
DSC_2963

DSC_2966

Глядя в окно
DSC_2967

Ясон и Пелий, I в. н. э. "Сце­на име­ет пира­мидаль­ный вид: навер­ху лест­ни­цы, веду­щей во дво­рец Иол­ка, мы видим вели­че­ст­вен­ную и несколь­ко теат­раль­ную фигу­ру царя Пелия в соп­ро­вож­де­нии его доче­рей; спра­ва у сто­ла сто­ит Ясон...; сле­ва помощ­ник, с вен­ком на голо­ве, .. Он ведет быка для при­не­се­ния в жерт­ву Посей­до­ну. Эффект гео­мет­ри­че­ской струк­ту­ры уси­лен с помо­щью пей­за­жа с укра­шен­ным колон­на­дой хра­мом это­го бога, окру­жен­ным дере­вья­ми и дру­ги­ми более схе­ма­тич­ны­ми зда­ни­я­ми." (ссылка)
DSC_2969

Персей и Андромеда. IV стиль. 62-79
DSC_5428

Какой сочный желтый
DSC_5442

Пирифой и Гипподамия принимают кентавров на своей свадьбе. Куртуазный кентавр.
DSC_5450

Не смогла пройти мимо этих взглядов, а что за сюжет - не помню
DSC_5451

Флора.
DSC_5461

DSC_5468

Персей и Ариадна
DSC_5471

Марс и Венера, третий стиль (ок. 20 г. до н. э. -50-е гг. н. э). Помпеи.
DSC_5473

DSC_5474

Похищение Европы, копия с греческого оригинала IV в. до н.э. Третий стиль (20-25 г.).
DSC_5478

Какие изящные ножки у кентавра
DSC_5484

Грифон.
DSC_5485

Мои любимые Пейзажи и архитектура.
На мавзолей похоже.
DSC_2897

DSC_2898

Рыбаки в круглых шапочках, очень странные фигуры, диковинные руины. И голубой лунный свет - "декаданс".
DSC_2900

Это другая фреска с ибисом.
DSC_2904

DSC_2906

DSC_2909

Башня, храм и бесконечные галереи.
DSC_2910

А это изображение реальной драки: "На фрес­ке, выпол­нен­ной в мане­ре Чет­вер­то­го сти­ля, изо­бра­же­на дра­ка во вре­мя игр меж­ду зри­те­ля­ми из Пом­пей и из Нуце­рии, слу­чив­ша­я­ся в Пом­пе­ях в 59 г. до н. э. После это­го слу­чая рас­по­ря­же­ни­ем Неро­на амфи­те­атр был закрыт на 10 лет (Тацит, Анна­лы, XIV, 17)...В ниж­ней части пане­ли изо­бра­же­ны улич­ные тор­гов­цы и несколь­ко дере­вьев, в тени кото­рых отды­ха­ют малень­кие груп­пы про­хо­дя­щих жен­щин. Цен­траль­ную часть фрес­ки зани­ма­ет амфи­те­атр; хоро­шо раз­ли­чи­мы боль­шие наруж­ные лест­ни­цы, по кото­рым под­ни­ма­лись на почет­ные места в верх­ней части (summa cavea). Внут­ри амфи­те­ат­ра, как на арене, так и на сту­пе­нях, сра­жа­ют­ся зри­те­ли. Боль­шой тент (velarium) натя­нут меж­ду дву­мя баш­ня­ми город­ских стен, флан­ки­ру­ю­щи­ми зда­ние. Спра­ва изо­бра­же­на пале­ст­ра с бас­сей­ном (natatio). Дра­ка про­дол­жа­ет­ся так­же меж­ду амфи­те­ат­ром и пале­строй, а так­же сле­ва от амфи­те­ат­ра; одно­тип­ные фигур­ки, обо­зна­чаю­щие ране­ных и уби­тых, лежат на зем­ле, неко­то­рые участ­ни­ки убе­га­ют с под­ня­ты­ми рука­ми, дру­гие бьют­ся на кула­ках." (ссылка)
DSC_2925

DSC_2970

Похоже на театральные декорации.
DSC_2971

DSC_2977

DSC_5489

DSC_2978

Охота. И две спокойно-невозмутимые фигуры в центре ведут неспешный разговор.
DSC_2981

DSC_5392

Опять галереи.
DSC_5418

Жаркий денек, должно быть.
DSC_5431

Непонятные башни, разновеликие колонны, лестницы "в никуда"
DSC_5436

DSC_5438

Портреты
DSC_5423

DSC_2935

Сафо. Четвертый стиль, 55—79 гг. н. э. "Дан­ный меда­льон, обна­ру­жен­ный в июне 1760 г., отно­сит­ся к чис­лу самых извест­ных фре­сок музея. Это изо­бра­же­ние девуш­ки со сти­лем, кото­рым она каса­ет­ся губ, в пра­вой руке, и четырь­мя воще­ны­ми таб­лич­ка­ми (тет­ра­пти­хом) в левой. Она нахо­дит­ся в состо­я­нии глу­бо­кой задум­чи­во­сти перед тем, как при­сту­пить к пись­му. В дей­ст­ви­тель­но­сти, лицо девуш­ки, кото­рое дол­гое вре­мя счи­та­лось порт­рет­ным, не име­ет отно­ше­ния к извест­ной поэтес­се, а явля­ет­ся типо­ло­ги­че­ским изо­бра­же­ни­ем обра­зо­ван­ной лич­но­сти с высо­ким соци­аль­ным ста­ту­сом. На послед­нее обсто­я­тель­ство ука­зы­ва­ют золотые оже­ре­лье, серь­ги и коль­цо, а так­же золотая сеточ­ка на воло­сах, типич­ные атри­бу­ты моды эпо­хи Неро­на." (ссылка)
DSC_2933

Медальон с изображением бородатого мужчины. Четвертый стиль. 50—79 гг. н. э..
DSC_2931

Портрет пекаря Теренция Неона и его жены, IV стиль (55-79 г). Вероятно, здесь изображена семейная пара самнитов, только недавно прибывших в город. Сайт музея пишет, что видимо, и разбогатели (до уровня среднего класса) они тоже совсем недавно, и теперь им хочется скрыть свое скромное происхождение и скорей войти в высшее общество. Отсюда нарочито (псевдо) интеллектуальный антураж, плохо сочетающийся с лицами, на которых отражены скорее замешательство и стеснение (так считает сайт). Вот такие "новые помпеяне".
DSC_2930

Медальон с изображением речного божества или сатира, пьющего из серебряного канфара.
DSC_2929

DSC_2927

Чтение эдикта, выставленного перед конными статуями.. "На фри­зе в про­стом, но эффект­ном сти­ле живое совре­мен­ное изо­бра­же­ние фору­ма в рим­ском горо­де I в. до н. э. Груп­па людей, состо­я­щая из трех взрос­лых и маль­чи­ка, чита­ет пуб­лич­ное объ­яв­ле­ние, раз­ме­щен­ное у пьеде­ста­лов трех кон­ных ста­туй, уста­нов­лен­ных перед укра­шен­ным вен­ка­ми пор­ти­ком, окру­жаю­щим пло­щадь. " (ссылка)
DSC_5421

А теперь Натюрморты, которые иногда служили вывесками. IV стиль
DSC_2915

DSC_2916

DSC_2917

DSC_2918

DSC_2919

DSC_2920

DSC_2921

DSC_2922

И грибы
DSC_2923

Хлеб и вино.
DSC_2984

Монеты и писчие принадлежности,
DSC_5406

DSC_2912

DSC_2913

DSC_5413

DSC_5414

Какое поразительное стекло.
DSC_5500

DSC_5501

DSC_5503

И немного из раздела "прочее". Лаконично.
DSC_5445

Маска
DSC_2974

Глазастые корабли
DSC_2973

I в. до н.э. - I в.н.э.
DSC_2954

DSC_2896

Хочу упомянуть, что в википедии есть неплохая статья по древнеримской стенописи (кроме статей о музее, и отдельно о всех городах), существует также сайт-проект Помпеи.

Анонс поездки. Собираем советы.
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.2

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
j_j_j
Apr. 6th, 2019 04:04 pm (UTC)
о, то есть исследователи тоже отмечают, как менялись сюжеты в смысле переходов к орнаментальности? интересно было бы прочесть такие же исследования по мозаике

Edited at 2019-04-06 01:04 pm (UTC)
mrs_mcwinkie
Apr. 6th, 2019 04:28 pm (UTC)
Да, там красочно описывается, как колонна превращается в канделябр. Надо у какого-нибудь очередного немца поискать. Наверняка писали.
(no subject) - j_j_j - Apr. 6th, 2019 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - Apr. 6th, 2019 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - j_j_j - Apr. 6th, 2019 05:05 pm (UTC) - Expand
gern_babushka13
Apr. 6th, 2019 04:21 pm (UTC)
Декаданс, он такой уютный, человечный... не для богов, а для себя. Изящный, тонкий в деталях. К сожалению, дама со стилем и табличками не стихи сочиняет, а собирается записывать расходы. Это не мешает ей быть юной и прекрасной. И даже поэтичной:)
mrs_mcwinkie
Apr. 6th, 2019 04:36 pm (UTC)
Пусть у дамы будет положительный баланс :).
Мне этот декаданс больше всего во фресках нравится. Так был и ушла в лунный свет.
(no subject) - odna_zmeia - Apr. 7th, 2019 12:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - Apr. 7th, 2019 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - gern_babushka13 - Apr. 7th, 2019 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Apr. 7th, 2019 12:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - Apr. 7th, 2019 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - gern_babushka13 - Apr. 7th, 2019 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - Apr. 7th, 2019 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fiore_del_melo - Apr. 7th, 2019 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - gern_babushka13 - Apr. 7th, 2019 03:53 pm (UTC) - Expand
abel
Apr. 6th, 2019 05:21 pm (UTC)
Эти фрески удивительны и сняты Вами превосходно.
Но что: "Ахилла и кентавра Хирона" Вы не видели, как и я?
mrs_mcwinkie
Apr. 7th, 2019 10:42 am (UTC)
Спасибо. Нет, не видела. То ли пропустила, то ли ее не было. И именно о ней я сожалела после.
(no subject) - abel - Apr. 7th, 2019 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - Apr. 7th, 2019 11:11 am (UTC) - Expand
nantik7
Apr. 6th, 2019 07:51 pm (UTC)
Томление. Прекрасно. И какого черта мы туда не пошли?
mrs_mcwinkie
Apr. 7th, 2019 10:44 am (UTC)
Это великолепный музей вот правда. Мы с него начали знакомство с городом. Я бы там провела с пользой пару дней. Только и у нас времени не было.
galik_123
Apr. 6th, 2019 08:36 pm (UTC)
И фрески хороши, просто я к мозаикам неравнодушна)
Многое очень понравилось - психологический портрет семейной пары, и Сафо, и Задумчивая, и похищение Европы...
mrs_mcwinkie
Apr. 7th, 2019 10:45 am (UTC)
Такой музей - на любой вкус найдутся вещицы. Можно по интересам разойтись по залам :).
Сппсибо
alexspet
Apr. 6th, 2019 09:22 pm (UTC)
Да, жёлтый на фресках удивительно сочный, вы правы! Пейзажи совершенно удивительные, а лунные - просто фантастика!
mrs_mcwinkie
Apr. 7th, 2019 10:48 am (UTC)
О спасибо, значит я верно желтый отметила. Все обычно про красный помпейский пишут.
Пейзажи абсолютно восхитительные. В лучших традициях театральных декораций 20 века. :) И даже ещё лучше. Подруга - режиссер подтвердила.
val000
Apr. 6th, 2019 09:39 pm (UTC)
Потрясающе!
mrs_mcwinkie
Apr. 7th, 2019 10:48 am (UTC)
Да-да. Отличный музей, да.
ensam_sa_va
Apr. 6th, 2019 10:32 pm (UTC)
Великолепно! Спасибо!
mrs_mcwinkie
Apr. 7th, 2019 10:49 am (UTC)
Спасибо, очень рада, что вам понравилось
kuzulka
Apr. 7th, 2019 12:19 am (UTC)
Я вот чего не понимаю, так это как нам удалось оттуда уйти! Мы весь день там провели, меня под конец муж за шкирочку уволок - он у нас в семье более практичный, проголодался.
mrs_mcwinkie
Apr. 7th, 2019 10:51 am (UTC)
Вот это верная постановка вопроса. Как уйти из этого музея :)?
Мы ушли, устав... ведь ещё и с дороги были. Только устроились в отель и сразу умчались в музей.
(no subject) - kuzulka - Apr. 7th, 2019 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - Apr. 7th, 2019 01:52 pm (UTC) - Expand
drakosh_a
Apr. 7th, 2019 07:17 am (UTC)
Замечательные фрески и фотографии с ними. Очень интересно. Я в музее была, ходила затаив дыхание, но сейчас все смотрю, как в первый раз.
mrs_mcwinkie
Apr. 7th, 2019 10:52 am (UTC)
Спасибо.очень рада что было интересно, хотя вы все это уже видели.
allisa_lisa
Apr. 7th, 2019 08:14 pm (UTC)
Дивные фрески, спасибо. Но я никак не могу поверить, что им более 2000 лет )))
mrs_mcwinkie
Apr. 8th, 2019 12:23 am (UTC)
Спасибо. Да, в это иногда сложно поверить :)
redseagull
Apr. 14th, 2019 10:37 pm (UTC)
спасибо, невероятно интересно и познавательно
про существование натюрмортов в тот период как-то вообще не догадывалась
в моих фаворитах - изящноногий кентавр, гриффон и заяц, злобно грызущий виноград)))
mrs_mcwinkie
Apr. 14th, 2019 11:21 pm (UTC)
И я удивилась увидев натюрморты такого качества. Хороший выбор :)
(no subject) - redseagull - Apr. 15th, 2019 12:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_mcwinkie - Apr. 15th, 2019 01:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - redseagull - Apr. 15th, 2019 11:44 am (UTC) - Expand
petrark
Apr. 21st, 2019 12:22 am (UTC)
Восхитительно, трудно оторваться и трудно поверить, что этому две тысячи лет.
Не помню, какой из отделов фресок был закрыт, когда я был в музее, возможно, что чего-то из этого я и не видел живьём. Спасибо.
mrs_mcwinkie
Apr. 21st, 2019 09:05 am (UTC)
Они прекрасны,да. Мы тоже не все видели, фресок действительно много в музее.
( 45 comments — Leave a comment )

Profile

mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars