mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.3

В заключительном посте по Археологическому музею Неаполя я хочу вам показать фрески из Помпей, Геркуланума и Стабий.
Три немаленьких города, в которых стены жилых домов, вилл, лавок и разных учреждений были покрыты разнообразными фресками. И этих фресок в музее действительно очень много, но качество у них ммм.. разное. Далеко не все из них шедевры, довольно много ширпотреба - малоинтересных картинок, сделанных "модно, красивенько" или еще хуже. Качество "обоев" зависело от достатка и вкуса заказчика, впрочем, как всегда :)

В 1882 году немецкий ученый Август Мау разделил эти фрески на четыре стиля:
"Инкрустационный или структуральный (150—80 годы до н. э.) — характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма, часто встречаются репродукции греческих картин.
Архитектурный стиль (80 год до н. э.—14 год) — на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) — переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) — появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее." (вики)

Фантастический стиль длился с 62 г., когда было сильное землетресение, серьезно повредившее многие здания, до трагедии, произошедшей в октября 79 г.

Фрески, которые вошли в мой пост относятся в большинстве своем к IV стилю. Для собственного удобства я разбила их очень условно на четыре группы по тематике.
Задумчивая дама из Стабии.
DSC_5441

Мифологические сюжеты.   Я, с вашего позволения, не все буду расшифровывать и не всё давать целиком.
DSC_2911

DSC_2940

DSC_2941

Жертвоприношение Ифигении. IV стиль. (45-79 г). "В тра­гедии Еври­пида «Ифи­ге­ния в Тавриде», вдох­но­вив­шей авто­ра фрес­ки, Ифи­ге­нию долж­ны были при­не­сти в жерт­ву, чтобы кораб­ли ахей­цев смог­ли без­опас­но доплыть до Трои. Арте­ми­да пред­от­вра­ти­ла гибель Ифи­ге­нии, под­ме­нив ее ланью." (ссылка)
DSC_2957

Отец Ифигении - Агамемнон (тот самый конечно).
DSC_5457

DSC_2958

То ли Диана, а то ли Пенелопа (упс), которая подает лук Одиссею.
DSC_2959

DSC_2962

Детки играют на площадке, не сразу заметишь, что они крылатые
DSC_2963

DSC_2966

Глядя в окно
DSC_2967

Ясон и Пелий, I в. н. э. "Сце­на име­ет пира­мидаль­ный вид: навер­ху лест­ни­цы, веду­щей во дво­рец Иол­ка, мы видим вели­че­ст­вен­ную и несколь­ко теат­раль­ную фигу­ру царя Пелия в соп­ро­вож­де­нии его доче­рей; спра­ва у сто­ла сто­ит Ясон...; сле­ва помощ­ник, с вен­ком на голо­ве, .. Он ведет быка для при­не­се­ния в жерт­ву Посей­до­ну. Эффект гео­мет­ри­че­ской струк­ту­ры уси­лен с помо­щью пей­за­жа с укра­шен­ным колон­на­дой хра­мом это­го бога, окру­жен­ным дере­вья­ми и дру­ги­ми более схе­ма­тич­ны­ми зда­ни­я­ми." (ссылка)
DSC_2969

Персей и Андромеда. IV стиль. 62-79
DSC_5428

Какой сочный желтый
DSC_5442

Пирифой и Гипподамия принимают кентавров на своей свадьбе. Куртуазный кентавр.
DSC_5450

Не смогла пройти мимо этих взглядов, а что за сюжет - не помню
DSC_5451

Флора.
DSC_5461

DSC_5468

Персей и Ариадна
DSC_5471

Марс и Венера, третий стиль (ок. 20 г. до н. э. -50-е гг. н. э). Помпеи.
DSC_5473

DSC_5474

Похищение Европы, копия с греческого оригинала IV в. до н.э. Третий стиль (20-25 г.).
DSC_5478

Какие изящные ножки у кентавра
DSC_5484

Грифон.
DSC_5485

Мои любимые Пейзажи и архитектура.
На мавзолей похоже.
DSC_2897

DSC_2898

Рыбаки в круглых шапочках, очень странные фигуры, диковинные руины. И голубой лунный свет - "декаданс".
DSC_2900

Это другая фреска с ибисом.
DSC_2904

DSC_2906

DSC_2909

Башня, храм и бесконечные галереи.
DSC_2910

А это изображение реальной драки: "На фрес­ке, выпол­нен­ной в мане­ре Чет­вер­то­го сти­ля, изо­бра­же­на дра­ка во вре­мя игр меж­ду зри­те­ля­ми из Пом­пей и из Нуце­рии, слу­чив­ша­я­ся в Пом­пе­ях в 59 г. до н. э. После это­го слу­чая рас­по­ря­же­ни­ем Неро­на амфи­те­атр был закрыт на 10 лет (Тацит, Анна­лы, XIV, 17)...В ниж­ней части пане­ли изо­бра­же­ны улич­ные тор­гов­цы и несколь­ко дере­вьев, в тени кото­рых отды­ха­ют малень­кие груп­пы про­хо­дя­щих жен­щин. Цен­траль­ную часть фрес­ки зани­ма­ет амфи­те­атр; хоро­шо раз­ли­чи­мы боль­шие наруж­ные лест­ни­цы, по кото­рым под­ни­ма­лись на почет­ные места в верх­ней части (summa cavea). Внут­ри амфи­те­ат­ра, как на арене, так и на сту­пе­нях, сра­жа­ют­ся зри­те­ли. Боль­шой тент (velarium) натя­нут меж­ду дву­мя баш­ня­ми город­ских стен, флан­ки­ру­ю­щи­ми зда­ние. Спра­ва изо­бра­же­на пале­ст­ра с бас­сей­ном (natatio). Дра­ка про­дол­жа­ет­ся так­же меж­ду амфи­те­ат­ром и пале­строй, а так­же сле­ва от амфи­те­ат­ра; одно­тип­ные фигур­ки, обо­зна­чаю­щие ране­ных и уби­тых, лежат на зем­ле, неко­то­рые участ­ни­ки убе­га­ют с под­ня­ты­ми рука­ми, дру­гие бьют­ся на кула­ках." (ссылка)
DSC_2925

DSC_2970

Похоже на театральные декорации.
DSC_2971

DSC_2977

DSC_5489

DSC_2978

Охота. И две спокойно-невозмутимые фигуры в центре ведут неспешный разговор.
DSC_2981

DSC_5392

Опять галереи.
DSC_5418

Жаркий денек, должно быть.
DSC_5431

Непонятные башни, разновеликие колонны, лестницы "в никуда"
DSC_5436

DSC_5438

Портреты
DSC_5423

DSC_2935

Сафо. Четвертый стиль, 55—79 гг. н. э. "Дан­ный меда­льон, обна­ру­жен­ный в июне 1760 г., отно­сит­ся к чис­лу самых извест­ных фре­сок музея. Это изо­бра­же­ние девуш­ки со сти­лем, кото­рым она каса­ет­ся губ, в пра­вой руке, и четырь­мя воще­ны­ми таб­лич­ка­ми (тет­ра­пти­хом) в левой. Она нахо­дит­ся в состо­я­нии глу­бо­кой задум­чи­во­сти перед тем, как при­сту­пить к пись­му. В дей­ст­ви­тель­но­сти, лицо девуш­ки, кото­рое дол­гое вре­мя счи­та­лось порт­рет­ным, не име­ет отно­ше­ния к извест­ной поэтес­се, а явля­ет­ся типо­ло­ги­че­ским изо­бра­же­ни­ем обра­зо­ван­ной лич­но­сти с высо­ким соци­аль­ным ста­ту­сом. На послед­нее обсто­я­тель­ство ука­зы­ва­ют золотые оже­ре­лье, серь­ги и коль­цо, а так­же золотая сеточ­ка на воло­сах, типич­ные атри­бу­ты моды эпо­хи Неро­на." (ссылка)
DSC_2933

Медальон с изображением бородатого мужчины. Четвертый стиль. 50—79 гг. н. э..
DSC_2931

Портрет пекаря Теренция Неона и его жены, IV стиль (55-79 г). Вероятно, здесь изображена семейная пара самнитов, только недавно прибывших в город. Сайт музея пишет, что видимо, и разбогатели (до уровня среднего класса) они тоже совсем недавно, и теперь им хочется скрыть свое скромное происхождение и скорей войти в высшее общество. Отсюда нарочито (псевдо) интеллектуальный антураж, плохо сочетающийся с лицами, на которых отражены скорее замешательство и стеснение (так считает сайт). Вот такие "новые помпеяне".
DSC_2930

Медальон с изображением речного божества или сатира, пьющего из серебряного канфара.
DSC_2929

DSC_2927

Чтение эдикта, выставленного перед конными статуями.. "На фри­зе в про­стом, но эффект­ном сти­ле живое совре­мен­ное изо­бра­же­ние фору­ма в рим­ском горо­де I в. до н. э. Груп­па людей, состо­я­щая из трех взрос­лых и маль­чи­ка, чита­ет пуб­лич­ное объ­яв­ле­ние, раз­ме­щен­ное у пьеде­ста­лов трех кон­ных ста­туй, уста­нов­лен­ных перед укра­шен­ным вен­ка­ми пор­ти­ком, окру­жаю­щим пло­щадь. " (ссылка)
DSC_5421

А теперь Натюрморты, которые иногда служили вывесками. IV стиль
DSC_2915

DSC_2916

DSC_2917

DSC_2918

DSC_2919

DSC_2920

DSC_2921

DSC_2922

И грибы
DSC_2923

Хлеб и вино.
DSC_2984

Монеты и писчие принадлежности,
DSC_5406

DSC_2912

DSC_2913

DSC_5413

DSC_5414

Какое поразительное стекло.
DSC_5500

DSC_5501

DSC_5503

И немного из раздела "прочее". Лаконично.
DSC_5445

Маска
DSC_2974

Глазастые корабли
DSC_2973

I в. до н.э. - I в.н.э.
DSC_2954

DSC_2896

Хочу упомянуть, что в википедии есть неплохая статья по древнеримской стенописи (кроме статей о музее, и отдельно о всех городах), существует также сайт-проект Помпеи.

Анонс поездки. Собираем советы.
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Введение
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.1
К югу от Рима (Лацио, Кампания, Базиликата, Апулия). Неаполь, археологический музей, ч.2
Tags: Италия, Кампания, Картинки, Неаполь, живопись, картинки, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments