mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 10. Галерея Академии

«Я был разбужен спозаранку//щелчком оконного стекла...» – мое утро начиналось почти также, как у Б. Пастернака, если не считать того, что вместо «щелчка оконного стекла» был шорох от раздвигаемых ставень и голос Кати, сообщивший мне, что “Вставайте, граф, Вас ждут великие дела»...и далее шел перечень еще неувиденного и предназначенного для просмотра в этот день. Галерея Академии – вот что было обозначено нашей основной целью.

Я давно заметил, что в первое посещение какого-нибудь музея происходит нечто вроде мысленной инвентаризации экспонатов и выборки каких-то наиболее для тебя интересных. Редко когда при этом удается что-нибудь всерьез рассмотреть. В этот раз мне было проще, чем обычно, рассказать о некоторых своих впечатлениях, поскольку я мог оживить их в моей памяти, пользуясь Катиным фотоотчетом.
В галерее Академии собрана отличная коллекция живописи , по которой можно было проследить, каким образом происходил в то время переход от иконописи по византийским канонам к живописи Ренессанса.
Наверное, более всего византийскому канону соответствует Мадонна XIV в, неизвестного художника, венецианско-византийской школы. Классический абрис фигур и строгий до аскетизма наряд Богоматери и младенца,– все это, конечно, от Византии, но явно от Венеции мягкие закругленные черты лика Богоматери, на котором почти чужеродными выглядят большие восточные глаза.

Потом я стал рассматривать «Полиптих с коронованием Богоматери со сценами из жизни Христа и святого Франциска» Паоло Венециано (ок. 1300 — ок. 1365), созданный примерно в 1350 году. Центральные фигуры Христа и Мадонны выполнены в манере, напоминающей византийский канон, однако без обычного отпечатка аскетизма на ликах. Византийское влияние очень живо проявляется в необыкновенно праздничном впечатлении, что оставляет богатство и нарядность их одежд и сверкающий золотой фон всей иконы. И все это дополняется ансамблем музицирующих ангелов, которые выглядят как оркестр, приглашенныый на торжество по случаю радостного события – а ведь коронование Богоматери и есть такое радостное событие! Только несколько озабоченное лицо Мадонны вносит диссонанс в праздничный характер этой иконы
DSC_0685



DSC_0683

DSC_0687


Но если в иконе Паоло Венециано еще многое можно увидеть от Византии, (и не только в ликах ангелов и даже самой Богоматери), то ничего подобного уже не обнаруживается, когда мы перейдем к «Полиптиху...» работы Микеле де Маттео (1410 – 1469). Наиболее интересным в этой работе мне показался второй ряд картин–икон. В центре, как и положено, находится Богоматерь с младенцем. У нее просветленное лицо матери, в котором читается радостное умиление и благодарность. Младенец на ее коленях – весь как будто светится, и темносинее однотонное платье Богоматери служит контрастным фоном для исходящего от него сияния. И золотые нимбы у них на головах – это, чтобы мы не забывали, что здесь нам представлены святые.
фото из wga, только учтите, что цветовая гамма в жизни совершенно другая.
Michele_Di_Matteo_-_Polyptych_of_Sant'Elena_-_WGA15584

Эта из википедии поближе по цвету к оригиналу
800px-Michele_di_matteo,_polittico,_ve_07

А справа и слева от Мадонны изображены фигуры «девушек»: а это, между прочим, святые Екатерина, Мария Магдалина, Лючия и Елена. Все они красивы, как на подбор, хоть сейчас на конкурс красоты! Их наряды удивительно живописны и разнообразны, ни одной повторяющейся линии силуэта или складки/окраски одежды. Может показаться, что это просто подруги Богоматери, что пришли порадоваться вместе с ней.
Мария Магдалина


Св.Екатерина Александрийская

И две картинки из википедии. Св. Лючия
320px-Michele_di_matteo,_polittico,_ve_05

Св. Елена
320px-Michele_di_matteo,_polittico,_ve_06

Здесь, в галерее Академии, я сделал для себя открытие – впервые увидел Джованни Беллини (1430-1433 – 1516). Искусствоведы могут меня осудить за такое невежество, но, что поделаешь, не было случая мне раньше увидеть полотна этого художника – в Эрмитаже их нет, в Италии я никогда не бывал, да и вообще на Запад мне долгое время дороги не было.
В Венеции Беллини для меня начался с картины-иконы «Мадонна с младенцем и шестью святыми», исполненной для алтаря церкви Сан-Джоббе в Венеции (1478-1480).
Обе фотографии взяты с сайта wga
Giovanni_Bellini_-_San_Giobbe_Altarpiece_-_WGA1704

wga

На этой картине совершенно бесподобно выполнен образ Богоматери. В нем нет даже тени от аскетизма и строгости, качeств, диктуемых византийскими канонами. Вроде бы это лицо обычной женщины-матери, но ee лик исполнен кротости, спокойствия и достоинства. Она родила сына! – чего вам еще надо? Все это великолепно дополняется белоснежным платом, наброшенным на плечи, и одеянием глубокого синего цвета в совершенно умопомрачительных складках. Во взорах святых, стоящих справа и слева от Богоматери, читается умиление и восторг от счастья ее лицезреть, и радостны лица музыкантов, славящих Мадонну


Слов нет, картина производит впечатление своей живописностью, как и тем, что алтарный образ так искусно вписан в интерьер храма, что создает иллюзию продолжения храмового пространства. Но пожалуй, еще важнее то, что она пронизана духом сакральности изображаемого – что и требуется от иконы, как предмета поклонения для верующих.
В Галерее представлено около десятка Мадонн, выполненных Беллини, и в целом они могут рассматриваться как художественное описание жизни Богоматери. Среди них мне особенно запомнилось «Благовещенье» (1500 г). Известно множество вариантов картин на сюжет «Благовещенья», но пожалуй у Беллини, более, чем у других фигура архангелa Гавриилa выполнена в столь динамичном стиле – он буквально врывается в покои Девы Марии, показывая всем своим видом, что он принес в дом Весть чрезвычайной важности


Порыв Гавриила особенно контрастно выглядит на фоне статичной фигуры Марии. Слегка оробевшая от неожиданности происходящего Дева Мария, видимо, даже не может предположить значение этой вести, но готова принять послание от Господа. Здесь ее образ – это образ послушницы. Дальше мы увидим, как этот образ обретает новые черты после того, как свершается главноe событиe ее жизни – Рождествo Иисуса.


Эти перемены очень наглядно отображены на таких картинах, как «Мадонна на троне и спящий младенец» (1475 г), где Мария выглядит как символ материнства, или «Мадонна с младенцем и свв. Павлом и Георгием». В последней иконе в ее лице появляются уже величественные черты Богоматери.




К этой же серии можно отнести еще один портрет Мадонны (1460 – 1464), где она представлена в темном одеянии. Здесь младенец на ее руках совершенно счастлив и готов выпрыгнуть из рамок картины, но в лице Богоматери читается такая невероятная скорбь, как будто она интуитивно чувствует всю трагичность того, что еще придется пережить ей и ее сыну. Об этом же свидетельствуют руки Богоматери, которые не просто удерживают младенца на коленях, но прижимают его к себе, будто бы она боится отпускать его во внешний Мир.


И как завершающий аккорд всей этой, почти биографической серии дается «Пьета» (Донна далле Роза) (1505 г). Признаюсь, на меня именно эта картина произвела наибольшее впечатление. На ней Беллини с удивительной силой смог передать трагедию случившегося. Безжизненное тело Христа на коленях Богоматери... Ее глаза закрыты, лицо изборождено морщинами и в нем только горе и безмерная человеческая скорбь...Она все та же, с евангельских времен и до наших дней.
Это впечатление усугубляется еще и тем, что вся сцена дается на фоне вполне реалистического пейзажа, в котором угадываются хорошо знакомые современникам дворцы и замки Виченцы и Равенны. Наверное, можно говорить о том, что здесь стираются грани между условностью иконописи и правдивостью живописного изображения. В этой связи мне вспомнилось высказывание известного знатока русской иконы Ю. A. Олсуфьева, который в одной из своих работ 1920-х годов написал, что “…надо подходить к иконе, как к чудесному, как стоящему вне нашей повседневной жизни. Только при таком отношении вы сможете к ней приблизиться, только с таким благоговейным чувством вы сможете услышать её вещий голос. Икона не картина, где с творчеством вливается дольнее… В иконописи мы видим общее объединяющее духовное начало, единый образ красоты, то, что может быть названо святостью, и в том отличительная сторона её в рядах искусства».
Фото взято с сайта wga
180pieta

180pietd

Конечно, я не мог пройти мимо картин Витторе Карпаччо (1465 – 1526), столь любимого Катей. Похоже, что и меня он завоевал своей непосредственностью и даже, я бы сказал безыскусностью. Судя по всему, художник очень любил людей. По разным поводам он собирал их толпами и далее с особой тщательностью выписывал каждого из них. Сюжет картины мог быть сказочным или религиозным - не так важно для него. Он со всей тщательностью мог рисовать дракона или собачку, бродяжку или богатого венецианца – собственно поведение обычных людей в заданных им обстоятельствах и являлось предметом его живейшего интереса. Но в Катиных фото и комментариях к ним так полно представлен этот художник, что я пожалуй воздержусь от более подробного о нем разговора.




Не стану я и обсуждать полотна Иеронима Босха, также представленного в Галерее – не мой это художник и его мир мне чужд, хотя похоже, что наша действительность, стоит к ней только приглядеться, все более к нему приближается.
A вот еще об одной картине мне бы хотелось сказать несколько слов. Это – “Портрет старухи”, работы Джорджоне. Он написан в 1508 г, когда ему исполнился всего 31 год. Он был молод и красив, великолепно играл на лютне, был окружен любовью и признан как великий художник. Как он смог при этом понять и отобразить весь ужас и беспомощность старости – для меня загадка. А если вспомнить при этом, что всего лишь через два года Джоджоне скончается, заразившись чумой от любимой девушки, то и листок с надписью “Со временем!” в руках «его» старухи будет смотреться как предчувствие


DSC_0889

В Галерее представлена еще одна картина на сюжет Благовещение. Точнее говоря, это копия с известной работы «Мария Аннунциата» Антонеллы да Мессины, выполненная его племянником Антонеллой да Салиба. Конечно, копия не в состоянии передать, всю глубину и содержательность оригинала. Но даже на копии можно заметить, насколько необычно здесь выглядит эпизод Благовещения. Никакого тебе Архангела Гавриила и белого голубя и/или оливковой ветви и вообще никакого внешнего признака «благой вести». Обстановка лишена даже тени привычной роскоши. Все сдержанно и ничто не отвлекает от центральной фигуры Девы Марии. Ее лицо сосредоточено, взгляд устремлен в себя, она инутитивно чувствует, что с ней должно произойти нечто необыкновенное и внутренне она готова все это принять. Не знаю, как для других, но для меня «Мария Аннунциата» Антонеллы да Мессины остается лучшим и самым впечатляющим отображением самой сути таинства Благовещения, которое вовсе не предполагает участие Архангела Гавриила или иного посредника. Это чудо, что свершилось с Девой Марией, и нет никакой необходимости пытаться представить себе механизм того,
как это могло случиться. Чудо требует только веры!

Оригинал Антонелло да Мессина (фото из википедии)
И еще несколько слов в продолжение темы. Копия картины выполнена очень тщательно, но все-таки в отличие от оригинала она выглядит более приземленно, почти буднично и в ней не чувствуется всей значительности запечатленного момента - Благовещения. Чтобы как-то разбавить «серьезность» своего повествования, добавлю, что даже такой известный охальник и почти святотатец, как А. С., никогда бы не написал свою хулиганскую поэму, если бы пред ним в качестве иконы была «Мария Аннунциата» работы Антонелло да Мессины. Ведь на иконе нет никакого Гавриила, а без него пропадает весь нехитрый сюжет поэмы.


Пожалуй, здесь я остановлюсь в своем рассказe о первом знакомстве с Галереей Академии, а о том, что еще мы успели увидеть в этот день, пойдет речь в следующем посте.

Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2.

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран и Ватикан
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 2
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 3
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 7. Венеция.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 8. Сан Джорджо и Сан Марко
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 8.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 9. Гондола
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 9. В Венеции после гондолы.

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, часть 2.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1а
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 2.

С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан-Джоржо-Маджоре.
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, капители Дворца Дожей
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан Марко
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, вечер
С папой в Италию в январе. День девятый. Венеция, гондола
С папой в Италию в январе. День девятый.
С папой в Италию в январе. День десятый. Галерея Академии
С папой в Италию в январе. День десятый. Дорсодуро.

Tags: Венеция, Италия, Картинки, интересное, папа в Италии, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments