Наверное, более всего византийскому канону соответствует Мадонна XIV в, неизвестного художника, венецианско-византийской школы. Классический абрис фигур и строгий до аскетизма наряд Богоматери и младенца,– все это, конечно, от Византии, но явно от Венеции мягкие закругленные черты лика Богоматери, на котором почти чужеродными выглядят большие восточные глаза.
Потом я стал рассматривать «Полиптих с коронованием Богоматери со сценами из жизни Христа и святого Франциска» Паоло Венециано (ок. 1300 — ок. 1365), созданный примерно в 1350 году. Центральные фигуры Христа и Мадонны выполнены в манере, напоминающей византийский канон, однако без обычного отпечатка аскетизма на ликах. Византийское влияние очень живо проявляется в необыкновенно праздничном впечатлении, что оставляет богатство и нарядность их одежд и сверкающий золотой фон всей иконы. И все это дополняется ансамблем музицирующих ангелов, которые выглядят как оркестр, приглашенныый на торжество по случаю радостного события – а ведь коронование Богоматери и есть такое радостное событие! Только несколько озабоченное лицо Мадонны вносит диссонанс в праздничный характер этой иконы
Но если в иконе Паоло Венециано еще многое можно увидеть от Византии, (и не только в ликах ангелов и даже самой Богоматери), то ничего подобного уже не обнаруживается, когда мы перейдем к «Полиптиху...» работы Микеле де Маттео (1410 – 1469). Наиболее интересным в этой работе мне показался второй ряд картин–икон. В центре, как и положено, находится Богоматерь с младенцем. У нее просветленное лицо матери, в котором читается радостное умиление и благодарность. Младенец на ее коленях – весь как будто светится, и темносинее однотонное платье Богоматери служит контрастным фоном для исходящего от него сияния. И золотые нимбы у них на головах – это, чтобы мы не забывали, что здесь нам представлены святые.
Эта из википедии поближе по цвету к оригиналу
Св.Екатерина Александрийская
И две картинки из википедии. Св. Лючия
Св. Елена
Здесь, в галерее Академии, я сделал для себя открытие – впервые увидел Джованни Беллини (1430-1433 – 1516). Искусствоведы могут меня осудить за такое невежество, но, что поделаешь, не было случая мне раньше увидеть полотна этого художника – в Эрмитаже их нет, в Италии я никогда не бывал, да и вообще на Запад мне долгое время дороги не было.
На этой картине совершенно бесподобно выполнен образ Богоматери. В нем нет даже тени от аскетизма и строгости, качeств, диктуемых византийскими канонами. Вроде бы это лицо обычной женщины-матери, но ee лик исполнен кротости, спокойствия и достоинства. Она родила сына! – чего вам еще надо? Все это великолепно дополняется белоснежным платом, наброшенным на плечи, и одеянием глубокого синего цвета в совершенно умопомрачительных складках. Во взорах святых, стоящих справа и слева от Богоматери, читается умиление и восторг от счастья ее лицезреть, и радостны лица музыкантов, славящих Мадонну
Слов нет, картина производит впечатление своей живописностью, как и тем, что алтарный образ так искусно вписан в интерьер храма, что создает иллюзию продолжения храмового пространства. Но пожалуй, еще важнее то, что она пронизана духом сакральности изображаемого – что и требуется от иконы, как предмета поклонения для верующих.
Порыв Гавриила особенно контрастно выглядит на фоне статичной фигуры Марии. Слегка оробевшая от неожиданности происходящего Дева Мария, видимо, даже не может предположить значение этой вести, но готова принять послание от Господа. Здесь ее образ – это образ послушницы. Дальше мы увидим, как этот образ обретает новые черты после того, как свершается главноe событиe ее жизни – Рождествo Иисуса.
Эти перемены очень наглядно отображены на таких картинах, как «Мадонна на троне и спящий младенец» (1475 г), где Мария выглядит как символ материнства, или «Мадонна с младенцем и свв. Павлом и Георгием». В последней иконе в ее лице появляются уже величественные черты Богоматери.
Это впечатление усугубляется еще и тем, что вся сцена дается на фоне вполне реалистического пейзажа, в котором угадываются хорошо знакомые современникам дворцы и замки Виченцы и Равенны. Наверное, можно говорить о том, что здесь стираются грани между условностью иконописи и правдивостью живописного изображения. В этой связи мне вспомнилось высказывание известного знатока русской иконы Ю. A. Олсуфьева, который в одной из своих работ 1920-х годов написал, что “…надо подходить к иконе, как к чудесному, как стоящему вне нашей повседневной жизни. Только при таком отношении вы сможете к ней приблизиться, только с таким благоговейным чувством вы сможете услышать её вещий голос. Икона не картина, где с творчеством вливается дольнее… В иконописи мы видим общее объединяющее духовное начало, единый образ красоты, то, что может быть названо святостью, и в том отличительная сторона её в рядах искусства».
Не стану я и обсуждать полотна Иеронима Босха, также представленного в Галерее – не мой это художник и его мир мне чужд, хотя похоже, что наша действительность, стоит к ней только приглядеться, все более к нему приближается.
Оригинал Антонелло да Мессина (фото из википедии)
Пожалуй, здесь я остановлюсь в своем рассказe о первом знакомстве с Галереей Академии, а о том, что еще мы успели увидеть в этот день, пойдет речь в следующем посте.
Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран и Ватикан
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 2
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 3
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 7. Венеция.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 8. Сан Джорджо и Сан Марко
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 8.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 9. Гондола
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. День 9. В Венеции после гондолы.
Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, часть 2.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1а
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 2.
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, капители Дворца Дожей
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан Марко
С папой в Италию в январе. День девятый. Венеция, гондола
С папой в Италию в январе. День девятый.
С папой в Италию в январе. День десятый. Галерея Академии