mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

К французской готике. Амьен.

1

2

Начну я, пожалуй, рассказ про свою готическую поездку с буквы «А». При этом Амьен завершал французскую часть моего небольшого путешествия, и мне было с чем сравнивать (Сен-Дени, Шартр, Реймс, Суассон, Лан, Руан…) И вот на этих свежих и великолепных ощущениях я увидел  в теплых лучах нисходящего солнца Нотр Дам де Амьен. И полюбил его.
Оплывающие кружева Руанского собора, конечно, великолепны. Реймский собор, возможно, совершеннее Амьенского, его скульптуры искуснее, но ведь важно и то, во что обрамлен каждый из соборов, как ты можешь любоваться им – почти один на один, подступая и отступая и не отрывая взгляда, или в толчее туристов, выбирая ракурс из-за припаркованных либо проносящихся машин. Суассон, Лан и Амьен туристами не засижены, их соборы возвышаются над ленивыми городами с сонным уличным движением, и их пешеходы полны безразличия к красотам своих драгоценных соборов. Так как и Суассонский и Ланский соборы гениальны, но не изящны – Амьенский Нотр Дам естественным образом оказался моим любимцем (сразу отмечу, что именно по своему экстерьеру, по красоте же и величию внутреннего пространства я ставлю Сен-Дени, Суассон, Лан и Реймс выше).

50

Готический собор Нотр Дам де Амьен строился на месте предшествующих ему романских - с 1222 по 1269 год – т.е. заметно позже Шартрского собора и Нотр Дам де Пари, но почти одновременно с Реймским, в благословенные времена Людовика Святого. Значимость собора определила хранимая в нем святыня – лицевая часть главы Иоанна Предтечи. Cвятыню обнаружили в Константинополе в 1204 году. Во Францию она попала при обстоятельствах, именуемых «благочестивой кражей». Участники 4го крестового похода случайно обнаружили ее в разграбляемом императорском дворце. «Каноник Валлон де Сартон … нашел футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого». Разумеется, православные праздники «обретения главы Иоанна Предтечи» относятся не к этому «обретению», а к предшествующим 3м.
4

Длина собора 145 м., высота свода — 42,3м, длина трансепта – 70 м., площадь - 7700 м2 (по этим параметрам он значительно больше и шартрского и реймского и руанского соборов, а тем более Нотр Дам де Пари). Есть мнение, что это самый большой собор в Европе (не проверял). Тем курьезнее было, когда я, прибыв вечерним поездом из Руана, помчался его разыскивать, не забегая в гостиницу - и стоя к нему спиной, стал расспрашивать местную молодежь - как пройти к «кафедралу». Молодежь сначала недоумевала, затем расхохоталась, показывая мне за спину. Я обернулся и остолбенел – вот это размеры… громадина…
5

Амьенский собор имеет т.н. «гармонический» западный фасад, т.е. фасад, раскрывающий или отражающий внутреннее пространство строения. Фасад состоит из яруса порталов, яруса галереи и яруса окна-розы. В центре расположен портал Cпасителя, поднимающийся на ту же высоту, что и большие внутренние аркады. Треугольные фронтоны боковых порталов выгодно вырисовываются на фоне глубоких криволинейных ниш в люнетах боковых сводов. Над порталами устроена галерея, соответствующая трифорию нефа. На неё опирается галерея королей, нарушающая правило “гармоничности”. Если «роза» прорезает вершину главного нефа, то галерея королей (22 статуи) составляет «четвёртый ярус» собора, который просто не существует.
7

Собор трехнефный. Верхний ярус северной башни закончили только в 1402 году, южная башня осталась незавершенной. Изящество западному, главному фасаду (вестверку) придает в т.ч. решение с «зауженными» башнями, они не квадратные в плане, как в Шартре, Реймсе и Нотр Дам де Пари. Считается, что это могло быть вынужденным решением из-за нехватки места. В войны собор пострадал не сильно (меньше, чем в революцию 1789 г.).
Скульптуры порталов западного фасада создавались между 1230 и 1240 гг, т.е. раньше реймских. Они были полихромными. На контрфорсах установлены 12 статуй пророков. Основания порталов украшенны двойным рядом квадрифолиев, покрытых резьбой на евангельские сюжеты.
14

21

22

В тимпане центрального портала - Страшный Суд.
6

8

В квадрифолиях Добродетели и Пороки противостоят друг другу. На столпе, поддерживающем перемычку портала, помещена статуя Христа Спасителя именуемого «Beau Dieu» — «Красивым Богом». Слева и справа Его окружают Апостолы на откосах и великие Пророки на лицевых гранях контрфорсов.
15

16

13

В четырёх регистрах тимпана расположены Воскресение, отделение Избранных от Отверженных, Господь-Судия и явление Сына человеческого во облацех.
9

10

11

12

Изгибы и рёбра сводов украшены фигурами государей и ангелов.
Южный портал посвящён Богородице. Его квадрифолии изображают сцены из Ветхого и Нового завета. С одной стороны это Непорочное Зачатие и пророки, с другой — эпизоды, относящиеся к детству Иисуса Христа и Иоанна Крестителя.
48 Мар

47 Мар

В откосах - соответствующие скульптурные группы: справа - Благовещение и Введение во храм, слева  Царица Савская у Царя Соломона (ветхозаветный прообраз даров волхвов) и, как принято считать, Приход Волхвов к царю Ироду (волхвы с дарами есть, они уже по средневековой европейской традиции – в коронах, но их шестеро, а не трое и царя Ирода не видать).
На центральном столпе портала Дева Мария прощает Первородный Грех.
25

37

Здесь же в сценах Творения изображены Адам и Ева
DSC_2549

Над дверной перемычкой, в тимпане находятся статуи шести сидящих Патриархов. Над ними - Успение, Вознесение и Венчание Девы Марии на Царство Небесное. Три изогнутых линии свода несут на себе изваяния ангелов и предков Девы Марии, в том числе царей Иудейских.
Cеверный портал посвящён святому Фирмину, крестителю Амьена. Его житие изображено в тимпане.
20

17

18

27

28

29 Фирм

30 Фирм

31 Фирм

32 Фирм

У подножия статуй, изображающих иных святых Франции, размещены квадрифолии с изображениями знаков Зодиака и соответствующих им полевых работ.
Портал Девы Марии в золоте, ведущий в южную часть трансепта, получил своё название потому, что статуя мадонны, украшающая опорный столп, была когда-то раскрашена и позолочена. В результате переделок, происходивших на протяжении столетий, скульптурный ансамбль приобрёл заметные стилистические различия.
74

75

49

Выбор сюжетов не соответствует общей канве. Тимпан разделён на пять регистров. Его иконография представляет житие святого Оноре - в VI веке он служил епископом Амьена. Надвратная перемычка украшена процессией апостолов. В сводчатых арках портала персонажи Ветхого Завета представлены в образах пророков, апостолов, евангелистов и святых жён (есть ряд легко угадываемых сюжетов (тот же суд Соломона, пророк Иона, высовывающийся из пасти кита и т.д.)).
39 Мар

40

42

43 Ветх

44 Ветх

45 Ветх

46 Ветх

34

35

Страшилы.
Горгульи, химеры и прочая нечесть с фасадов в Амьене бесподобны. Посудите сами.
41

60

61

62

63

64

23

24

36

Интерьер.
Собор работает как музей, с 9:30 до 18:00. Я же был в Амьене с 7 вечера до 9 утра. Вечером собор был закрыт. Утром в 6:50 я снова был уже у дверей, но собор опять был наглухо закрыт. Внутри за закрытыми дверями слышался орган, шла служба. Служба закончилась в 8:15, вышло человек 5 прихожан, и я смог войти внутрь лишь на 20 минут, чтобы в 8:35 убегать на свой поезд до Брюгге. Внутри собор не произвел на меня такого сильного впечатления, как почти все другие, великие, виденные мною в эту поездку. Возможно, это в т.ч. из-за барокко, обильно присутствующего в интерьере. Но отдельные детали - великолепны. В следующий раз я проведу внутри несколько часов. Фотографий сделал очень мало. Избалованный лучшими образцами внутренних пространств соборов, даже не заснял очень достойные общие виды внутри. Заснятые частности – почти случайны (я, как всегда, застрял у витражей).

Апостол Иаков Зеведеев и чародей Гермоген (1511)
65

Житие св. Фирмина и надгробие епископа Ферри де Бовуара (1490е)
66

Детали, которые мне не удалось идентифицировать
67

71

72

Витражи 13 века
68

69

70

Собор имеет центральный семипролётный неф. Верхние окна в высоту 12 метров. Каждое из крыльев трансепта вытянуто на три одинаковых по длине пролёта по обе стороны от средокрестия.  Вокруг хоров идёт деамбулаторий, на мой взгляд, не самый изысканный из ранее мною увиденных. От него лучами расходятся семь капелл ( в основном, в стиле неоготики). Часовня, находящаяся на продольной оси собора, освящена во имя Девы Марии. Её также именуют «Малым Приходом» (Petite Paroisse). Часовня Девы Марии выступает за пределы круга, образованного наружными стенами других капелл
3

В Амьене есть еще несколько любопытных мест, без осмотра которых, в принципе, вполне можно обойтись
73

73 (2)

DSC_2593

DSC_2595

DSC_2579

Каналы реки Сомме очень милы. Для кого-то может оказаться важным то, что здесь жил Жюль Верн. Но город очень пострадал во время второй мировой и отстраивался заново. Поэтому, на мой взгляд, это все же город одного великого собора. Я повидал пока только малюсенькую часть Франции, надо выстраивать новые маршруты по ней, открывать для себя новое, но побывать еще раз в Амьене планирую непременно (дай Бог).

К французской готике. Вступление
Tags: Амьен, Франция, архитектура, интересное, отчет_К, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal