mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 3

Музей вплотную примыкает к Капелле Скровеньи и билет для посещения у них общий. Вот что я хотел бы добавить к тому, что рассказано Катей про некоторые из поразивших меня экспонатов.
1.Мне показалась удивительной икона Одигитрии (XVI век, автор неизвестен). Канон Богоматери-Путеводительницы хорошо извстен, как и многие примеры классических икон на этот сюжет. Но при этом лик Богородицы обычно бывает строг и требователен, как будто она вопрошает: правильно ли ты избрал свой путь? У Одигитрии из Падуанского музея мы прежде всего видим не лик, а человеческое лицо доброй и прекрасной женщины, славная улыбка (точнее – полу-улыбка) которой должна как-то поддержать того, кто к ней обратился. Примерно то же самое отражается в облике младенца Христа. Его детский взгляд устремлен не на нас, а на Богоматерь (чуть было не сказал – на маму), и кажется, что младенец радуется вместе с ней, приглашая страждущих присоединиться к ним. Что это – новая манера иконописи (через двести лет после Джотто?), что-то вроде Одигитрии в манере Ренессанса или просто причуда неизвестного  икописца того времени? Где бы про это узнать?

2. Икона «Бог-отец на престоле» принадлежит к числу известнейших произведений Джотто и, как утверждается, это –  одна из немногих его работ, выполненных на доске. В Эрмитаже в 2011 г была устроена выставка Джотто и на ней в качестве единственного экспоната была представлена эта икона. Что такого особенного в этой иконе и почему она была выбрана, чтобы представлять творчество великого итальянского живописца? – понять это из отзывов в прессе, было невозможно. Все это я стал представлять себе гораздо яснее (во всяком случае - так мне кажется!), когда эту картину мы увидели в ее родном месте, в Падуанском музее. Здесь у нас была возможность разглядеть ее без всякой  спешки. Первое, что бросается в глаза – это то, что Бог-Отец изображен на ней вовсе не в том виде, в каком он изображался на сотнях икон и фресок в различных храмаx. Интересующимся могу сообщить, что очень представительный набор этих изображений можно найти в википедии.
Надо сказать, что православная церковь осуждала (но не запрещала!) эти образы по очевидным причинам – Господь Бог существует вне времени и не может иметь человеческого облика. К тому же его никто и никогда не видел и видеть не мог, по определению. Тем не менее, считается, что канонический образ Бога-отца может быть  основан на видении  пророка Даниилa: «И воссел Ветхий днями; одеяние на нем было бело как снег и волосы главы Его – как чистая волна» (Дн.7:9)
Для Джотто главным, как я это понимаю, было совсем другое – передать значительность момента Благовещения, того мигa, когда Господь поручает архангелу Гавриилу, стоящему одесную его, передать земной женщине Марии Благую весть о том, что ей суждено стать Богоматерью. Во всей истории христианства – это самый главный эпизод: Господь принимает решение спасти гибнущее человечество, послав ему в качестве Учителя своего земнородного Сына, обреченного прежде всего пройти все самые страшные муки земной жизни. Вспомним, что Бог по определению всемогущ, и легко мог послать для спасения человечества от любых напастей того же Гавриила или кого-нибудь еще. Однако, «спасти насильно» никого нельзя, но можно показать путь к спасению и здесь только Сын человеческий годится в качестве Учителя или точнее – Спасителя.


На иконе Джотто Бог-отец изображен в образе решительного, спокойного, уверенного в себе и проницательного человека. Пускай говорят, что этот образ выглядит так как будто был списан с какой-то модели молодого красивого мужчины. Это все не так; здесь нет ничего от портрета – это тот мысленный образ, который сложился в воображении художника и который должен помочь нам постичь глубокий смысл «Благовещенья».
Почему же мы должны считать, что это образ Господа? Но ведь сказано в Писании, что Господь «сотворил человека по образу своему и подобию». У вас есть еще вопросы? У меня их нет.

Стоит, пожалуй, только добавить, что далеко не все ясно, касательно назначения  этой иконы. Считается, что она должна была находиться над триумфальной аркой над входом в капеллу. Более того, она должна была служить чем-то вроде дверцы – на ее правой стороне видна пара петель. Эта дверца должна была открываться по особым дням мистерий, которые устраивались в дни Благовещенья с тем, чтобы во время литургии выпускать белого голубя, как символ Святого Духа (!). Не знаю, можно ли относиться серьезнo к этой легенде, но факт состоит в том, что сейчас над триумфальной аркой помещается фреска, тоже изображающая Господа, стилистически близкая к иконе, о кoторой шла речь ранее. Однако, я так и не смог выяснить, имеет ли она отношение к Джотто или была написана позднее, когда иконописный вариант, выполненный Джотто, был перенесен в музей.

У Кати хорошо описано, как мы, покинув капеллу Скровеньи, отправились бродить по городу с намерением выйти к собору св Антония.
DSC_0291

Был туманный день и пока мы не вышли на площадь, собор нельзя было толком расмотреть. Но тем грандиознее оказался вид на фасад с площади. Все просто замечательно, но особенно сильное впечатление на меня произвели те пять арок, что обрамляют верх нижнего яруса собора. В них есть нечто от благословения для всех, кто  пришел в этот дом Бога.



В соборе шла служба и мы мало что смогли там рассмотреть. Наверное, особенно интересно было бы посмотреть алтарь, где многие работы были выполнены Донателло. Но отложим это до другого раза.
Собственно про святого Антония и храм, построенный в его память очень неплохо написано в очерке П. Вайля и всем интересующимся стоит его прочитать (например по этой ссылке).

DSC_0327

Я же пожалуй, закончу этот очерк тем, что скажу про свое главное впечатление от того дня – конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, известного под прозвищем Гаттамелата, что в переводе означает «Медовый кот». Много-много лет назад я привел маленькую девчушку Катю в ГМИИ им. Пушкина и, конечно, мы начали наше знакомство с музеем с конной статуи все того же Гаттамелаты, только в виде копии. Для меня все, что было представлено в Итальянском дворике музея, выглядело как некие свидетельства существования потусторонней жизни где-то там, в неразличимом далеке. Даже мысли не было, что когда-нибудь настанет время, когда все можно будет увидеть воочию. Но вот не прошло и N лет, как слегка повзрослевшая Катя подвела меня, уже не слишком молодого, к какому-то монументу и сказала: «A вот он, кондотьер Гаттамелата, который был создан великим Донателло и которого я мечтала увидеть еще с тех пор, как ты мне показал его копию в Пушкинском музее когда-то очень давно».


А от себя я мог только признаться, что для меня слова кондотьер и конквистадор всегда были почти синонимы, а про конкистадоров я все знал по Гумилеву:
Старый конквистадор
Углубясь в неведомые горы,
Заблудился старый конквистадор,
В дымном небе плавали кондоры,
Нависали снежные громады.
Восемь дней скитался он без пищи,
Конь издох, но под большим уступом
Он нашел уютное жилище,
Чтоб не разлучаться с милым трупом.
Там он жил в тени сухих смоковниц
Песни пел о солнечной Кастилье,
Вспоминал сраженья и любовниц,
Видел то пищали, то мантильи.
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
Поиграть в изломанные кости.
Я уверен, что ни Донателло, ни Гумилев, уже не говоря о синьоре Гаттамелате, не обиделись бы на меня за подобное уподобление.

Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2.

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран и Ватикан
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 2

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, часть 2.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1а
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 2.

С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан-Джоржо-Маджоре.
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, капители Дворца Дожей
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан Марко
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, вечер
Tags: Италия, Картинки, Падуя, живопись, интересное, папа в Италии, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “папа в Италии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Posts from This Journal “папа в Италии” Tag