mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя часть 2

(Папа продолжает свой отчет. В этом посте продолжение описания фресок капеллы Скровеньи  выполненных Джотто в начале XIV века. Начало - смотрите ссылки в конце поста. - mrs-mcwinkie)
фото отсюда
Фреска «Распятие» представляет нам финал жизни Иисуса, но это всего лишь финал его земной жизни. Лицо распятого спокойно, он как будто смотрит из-под полузакрытых век на тех, кто внизу, пожалуй, даже с сочувствием. Перенесенные страдания не оставили на нем видимого отпечатка. Он верил и знал, что все происходит так, как должно было произойти с ним, как с сыном Человеческим. Вспомним хотя бы слова Б. Пастернака:
«Но книга жизни подошла к странице
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь».
Хор ангелов, рвущих на себе одежды, воплощение скорби мира... В то же время у них в руках чаши для того, чтобы собирать Христову кровь – ни одна ее капля не должна упасть на землю.



фото отсюда

А главное, что осталось здесь, на земле – это неутешное горе Богоматери, которую пытаются как-то успокоить Мария Клеопова и св. Иоанн, а рядом - св. Мария Магдалина, омывающая своими скорбными слезами израненные ноги Христа. Совсем рядом, справа от Распятия, стоят палачи и просто соучастники, те самые люди, для которых происшедшее – всего лишь банальная казнь преступника. Не бог весть какое событие, и для них главное – подороже распродать/подешевле купить его одеяния
Из Евангелия от Иоанна: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины".


Но одного из этих персонажей Джотто нарисовал с нимбом – очевидно, он имел в виду римского сотника Лонгина, на которого в момент смерти Христа снизошло просветление, и он обратился в христианство.  Единственный человеческий лик на фоне остальных бессмысленных физиономий!

Следующая сцена – «Оплакивание Христа».

фото отсюда

Горе неизбывное в фигурах всех женщин, что склонились над безжизненым телом Спасителя. Мадонна, которая прощается с сыном, не в силах поверить в его кончину, а рядом с ней Мария Клеопова и Магдалина, которые никак не могут оторваться от его мертвого тела.


Прямо за фигурой Богородицы глаз зрителя выделяет женщину в зеленоватом одеянии, в лице которой отразилась какая-то совершенно безмерная и очень личная скорбь. Кто она такая, я так и не выяснил, но видимо, это очень значимая фигура в сцене, раз Джотто поместил ee в центре фрески, сразу за спиной склонившейся Богоматери.


И как некоторый контраст – два апостола (по другим источникам Никодим и Иосиф Аримафейский), которые стоят на правом краю почти как безучастные зрители, будто бы знающие, что это еще не конец. Как будто им известно, что история еще только начинает разворачиваться?
И не кажется чисто декоративным смысл той тропы по верху скалы, которая по диагонали идет вверх, отделяя земной мир от высшего. Видимо, Джотто, нам намекает, что земная часть истории подходит к концу и все дальнейшее будет происходить в ином мире. А что же хор ангелов? Они проливают слезы, разрывают одежды и скорбят, но все же во всем этом не чувствуется того безмерного отчаяния конца, что сопутствует кончине любимого человека.


И «Распятие» и «Оплакивание» - это все части Реквиема, но дальше музыка идет по нарастающей, крещендо, а перед нашими глазами предстают сначала «Воскресение», а потом и «Вознесение». Первое из них – это уход Иисуса из земной, дольней жизни.


Вместо разноцветных нарядов смертного на Спасителе белоснежные небесные одеяния такие же, как у ангелов, сидящих на гробу. Св. Магдалина, которая единственная наблюдала чудо Воскресения, бросилась было к Спасителю, неизвестно с какой целью – то ли убедиться, что он воскрес или еще зачем, но от него она услышала: «Не прикасайся ко мне!». Что это означает, понять не очень легко. Oднако написано так: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.» -- Евангелие от Иоанна (20:17). Но, видимо, главная причина происшедшего заключалась в том, что Христос уже отринул мир смертных и не принадлежал ему. Ведь на знамени, что у него в руках, начертано: «victor mortis», «победитель смерти»!


A заключительная фреска «Вознесения» выполнена почти как гимн на тему «Смертию смерть поправ...». Христос, величественный в своих белоснежных одеждах, с ликом божественно прекрасным, взметнулся вверх в небеса, подчиняясь какой-то неведомой и могучей силе. Там, наверху его радостно встречают то ли ангелы, то ли праведники, а с грешной земли на все происходящее взирают с немым восторгом и, как бы сейчас сказали, в некотором «обалдении» коленопреклоненные Богоматерь и Апостолы.









Завершающий аккорд – это «Пятидесятница», повествующая о том, как на пятидесятый день после Пасхи произошло одно из сакральных событий христианского календаря, называемое также Праздник Сошествия Святого Духа. В этот день на собраниe апостолов снизошел Святой Дух в виде огненных лучей, коими были благословлены Апостолы, ближайшие ученики Христа. Именно им предстоит отныне стать хранителями той живой нити, которая связывает Богочеловека, с его реальным образом человека во плоти и с существованием всего рода человеческого.







Вся концовка – торжество Света, духа Божьего в Сыне человеческом. И теперь ему предстоит стать носителем этого Света и ему же уготовано совершить Страшный Суд, как это показано на фреске, размещенной на западной стене капеллы. В Страшном Суде Иисус явлен как Верховный судия. Здесь тоже доминанта – свет, он охватывает три четверти поверхности фрески.


Персонажи праведников, идущих к спасению, выполнены – во всяком случае, многие из них, как портреты каких-то конкретных людей, но какие именно, я так и не выснил.


Рядом с сонмом праведников отдельная сценка, на которой Энрико Скровеньи с Альтеградо де Каттанеи, каноником падуанского кафедрала, преподносят модель капеллы Скровеньи в руки Богоматери, сопровождаемой Иоанном Богословом и св.Екатериной. Макет капеллы, как пропуск в праведники, не так ли?.

Но конечно, самое главное в этой картине лик Иисуса Христа. В его образе уже нет ничего от земного человека. Здесь он вседержитель, Пантократор - в его воле направить душу праведника в Свет, а душу грешника – в Ад. Его лик – строг, но в нем нет ни суровости, ни мстительности, в нем скорее высшая справедливость воздаяния «по делам вашим». Он будто бы выступает и от имени всех апостолов, праведников и всей небесной рати Света. Как это у Лермонтова: «И мысли и дела он знает наперед...».

Замечательный искусствовед, к сожалению рано ушедший от нас, Паола Волкова очень точно говорила о роли “паузы” в творчестве Джотто. Сквозная нить повестования, подобная по своему строю современной киноповести, должна по самой своей сути время от времени менять свой темп, а иногда и тормозится вплоть до полной остановки. Это необходимо, чтобы читатель/зритель мог остановиться, перевести, что называется дух, и внутренне подготовить себя для дальнейщих впечатлений. Представляется, что это особенно применимо ко всей серии фресок Капеллы Скровеньи и в своем очерке я попытался руководствоваться этим принципом.
A закончить этот очерк мне бы хотелось процитировав мнение выдающегося отечественного ученого-искусствоведа М. В. Алпатова по поводу Капеллы Скровеньи: «Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он их заставил двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горение, гнев и восторг».

P.S. устала подписывать фото :) - все они взяты с сайта wga. - mrs-mcwinkie

Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2.

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран и Ватикан
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 7. Падуя

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, часть 2.
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 1а
С папой в Италию в январе. День седьмой. Венеция, часть 2.

С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, Сан-Джоржо-Маджоре.
С папой в Италию в январе. День восьмой. Венеция, капители Дворца Дожей

Tags: Италия, Картинки, Падуя, живопись, папа в Италии, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

Recent Posts from This Journal