mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,

К французской готике. Вступление

1_Амьен

2 Руан

Влюбленность в итальянскую романику и жёсткая ограниченность в отпусках не давала нам возможности взглянуть в последние годы на что-то ещё. Германское средневековье открывается нам очень медленно, крохотными кусочками. Мы бываем в Германии дважды в год, но эти поездки - всегда в один и тот же маленький город между Кельном и Франкфуртом - очень глубоко позволяют узнать провинциальных немцев и их характер, но мало дают возможностей для погружения в германскую культуру. При этом - ничто в Германии не радует сердца так, как почти любой маленький городок на наших итальянских маршрутах. И германская романика беднее, и германская готика не захватывала дух.
Но между Германией и Италией есть Франция. А во Франции есть готика, настоящая, "исконная" готика все того же нашего любимого времени:12 -14 веков.

3 Лан

4 Реймс

Поэтому, когда стало ясно, что в этом году мы с Катей кроме своей Германии никуда поехать вдвоем не сможем, и у меня появилось "окошко" для самостоятельной поездки, я купил очень дешёвые билеты в Брюссель на 1 мая и обратно оттуда же на 6е. Потому что в Париж дороже вдвое, а скоростной поезд Брюссель - Париж идёт меньше 2х часов. План был такой: прилет в Брюссель поздно вечером, ночлег в привокзальном хостеле, первым поездом (в 6 с копейками) - в Париж, там прямо с вокзала на Сите. На Сите смотрю Нотр Дам и Сент Шапель,
5 Нотр Дам

6 Сент Шапель

7 Сент Шапель

8 Сент Шапель

9 Сент Шапель

перебегаю к Сент Северин и к Клюни и там ныряю в метро. На метро добираюсь до Сен Дени, любуюсь им.
10 Сен Дени

11 Сен-Дени

Оттуда мчусь в Лувр (если успеваю, то выхожу сначала у Сен Жермен).
12 Сен Жермен

13 Сен Жермен

Это среда, по средам Лувр работает до 21:40 (как выяснилось на месте, при этом по средам же закрыты почти самые "вкусные" для меня коллекции - все северное средневековье). Оттуда, разумеется - уже спать в хостел.
56 Лувр

57 Лувр
Это был план на День Первый.

День Второй - 3 мая. Поездом в Суассон,

22 Реймс

23 Реймс

24 Реймс

и обратно в Париж (тот же молодежный хостел с номерами на 12 человек).
День Третий - 4 мая. Поездом в Шартр
25 Шартр

26 Шартр

27 Шартр

28 Шартр

29 Шартр

оттуда - в Париж досматривать по верхам, что успею посмотреть до вечера, а вечером - в Руан и ночую там.
30 Руан

31 Руан

32 Руан

33 Руан

День Четвертый - 5 мая. Руан и вечером переезд в Амьен, ночую в Амьене.
35 Амьен

36 Амьен

37 Амьен

38 Амьен

День Пятый - 6 мая. Утром - опять амьенский кафедрал, затем в 9:30 с пересадками поездом в Брюгге, несколько часов там, потом пара часов в Брюсселе - и в аэропорт на поздний, ночной рейс в Москву.
39 Брюгге

40 Брюгге

41 Брюгге

42 Брюссель

Все хостелы-гостиницы забронировал и оплатил заранее. Билеты заранее купил только на утренние поезда (первые) и на всю цепочку от Руана до Брюгге.

Недели за 2 до поездки я вдруг наткнулся на новость о глобальных забастовках во Франции. Залез на форум Винского и ужаснулся: забастовка серьезная, на несколько месяцев и сплошные отмены поездов. Чуть не запаниковал: как оказалось, между рядом "моих" городов нормального сообщения, кроме железнодорожного - нет. И машину в прокат мне сейчас именно не взять. Решил, что авантюристам везёт и главное - не отступать от намеченного. В результате мне и в самом деле повезло. Из всех купленных билетов "сгорел" лишь один (из Парижа в Руан, он был на вечер). Остальные билеты у меня были в основном на первые утренние поезда - и их не отменяли. Однако без приключений не обошлось. В Суассоне из поезда вышло всего несколько человек, все пошли сразу в город, а я пошел к кассе в пустом зале ожидания, которая явно закрывалась. Я поспешил попросить кассира сориентировать меня по ближайшему поезду в Лан. Девушка сообщила, что поезд будет завтра. Но их должно быть ещё 3 сегодня? "Забастовка". А автобус? "Нет автобусов". А куда можно уехать сегодня? "Только поздно вечером в Париж". Я решил, что нечего мне заранее портить себе настроение: посмотрю Суассон, а там что-нибудь придумаю.
43 Суассон

44 Суассон

В результате до Лана я добирался в автобусе немецких туристов-пенсионеров, с которыми познакомился у одной из церквей. Везение, конечно: и в том, что в Суассоне в тот день туристов больше не наблюдалось, а потому я заинтересовал немцев, и в том, что я им понравился и они уговорили гида взять меня с собой, и в том, что они ехали в Лан равно в то же время, что нужно было и мне.
45 Лан

46 Лан

С дорогой из Лана в Реймс мне уже так сильно не повезло, но повезло все равно. Поезда отменены, автобусов нет. Немецких туристов нет. Такси. Но таксист вдруг получил заказ в
Реймсе, плюс сжалился и взял с меня вместо 75 евро по счётчику - 50. С забастовкой же были связаны и ещё пара забавных историй: один из "моих" поездов хоть и оказался неотмененным, зато отменили все ближайшие к нему до и после. На перроне в ожидании поезда я понял, что либо просто не протолкнусь в вагон, либо обновлю юношеский опыт забирания в поезд через окно (только так можно было сесть в начале 90х на некоторые поезда, например, в Узбекистане). Здесь в окна не лезли, но мне просто повезло, что я угадал, где вагон остановится ко мне дверью. В результате, я смог протиснуться в вагон 1 класса только до туалета, был продавлен в туалет и ехал 1,5 часа в туалете над раковиной, кажется, впятером. При этом господин в шикарном костюме и с кожаным портфелем занял место на крышке унитаза. В Руан из Парижа я успел из хостела купить билет на автобус, который отправлялся от одного из отелей. Стоило это почти за 3 часа пути крайне дёшево - 6 евро. Но в отеле никто ничего не знал про этот автобус, а желающих на нем уехать становилось все больше. Французов спас я - увидел крохотную табличку со стрелочкой. Дальше мы уже всей компанией человек в десять искали такие же стрелочки на углах коридоров гостиницы, пока не попали в один из отсеков подземной парковки.

Ещё одно приключение случилось со мной рано утром в Париже при отъезде как раз в Суассон. Поезд метро не остановился на вокзале Норд. Я вспомнил, что на форуме Винского писали о подобном, связывая и это с забастовкой (хотя там просто ремонт станции). Я безбожно опаздывал и рисковал порушить всю конструкцию этого фантастического дня. Поэтому я решил добежать до вокзала с соседней станции, благо расстояние должно было быть пустяковым. Я выскочил наверх, пытаясь сориентироваться, куда бежать. Геолокация в спешке не давалась. Прохожие показывали назад в метро, а у меня поезд уходит через 10 минут. В результате я увидел на одной из улиц вдалеке спешащую девушку с большим чемоданом, поверил, что нам по пути, нагнал ее и, обгоняя, обнаружил за углом привокзальную площадь.

Путешествие было напряжённым (с недосыпом), сжатым и авантюрным. Намеченный план выполнен полностью. Конечно, я мог бы любоваться великими кафедралами и дольше. Без спешки, в несколько подходов, со всех сторон, в деталях были осмотрены соборы в Суассоне, Шартре, Руане и Амьене. В Брюгге я был вторично - и зря - развеял очарование, а толпы туристов и жара довершили дело. Брюгге надо смотреть под моросящим дождем сквозь туманы, пустынным, зимой. В Париже Сент Шапель восхитительна более, чем можно ожидать. Я проклял всех Наполеонов за то, во что они превратили город, эпигонствуя Риму. Французских революционеров с их ненавистью к Богу и культуре я проклял давно и уже был готов. Лувр, на мой крайне беглый взгляд, оказался далеко не образцовым музеем (не по коллекции, по организации). Видно, что на нём экономят, смотрителей не хватает, освещение и расположение картин иногда даже более убогое, чем в Эрмитаже. Тюильри не понравился, Люксембургский сад очаровал. Я почти не видел Реймса, время, оставшееся у меня на осмотр Реймского собора - было ничтожно. Сам городок Лан я исходил весь, и Ланский собор я осмотрел пристально, но не хватило времени на второй и третий подходы, не успел найти точку, с которой старый Лан был сфотографирован для обложки моего школьного учебника по средневековой истории. Я совершил для себя настоящее открытие незамутненной ранней готики, это было очень сильное впечатление. Я не уверен, оказался ли бы я настолько потрясен витражами, если бы не удачное приобретение достаточно мощного зум объектива накануне поездки. С этим объективом я просто не мог оторваться от каждого фрагмента витражей, чувствуя себя избранным в толпах туристов. Среди нескольких тысяч моих фото из поездки, витражей - большинство.

И я понял, как минимум для себя, почему во Франции не развилась фреска в 13-15 веках, а с ней не появились и свои Джотто с Дучо и Мартини. Во французском готическом храме нет плоскости и полусвета для фрески и иконы. Но есть такой свет и такая организация пространства, что отсутствие фрески уже не кажется изъяном (грешен, считал раньше так).

Думаю, мне удастся написать пост "Одно окно" только про одно окно в Руане и выложить в него целиком витражи окна госпитальеров.
54 Руан

55 Руан

Полагаю, о Париже постов не будет, кроме поста о Сен Дени (наверное, выложу ещё немного фото из Сент Шапель). Кроме великих соборов мне посчастливилось посмотреть некоторое количество церквей поскромнее, а в Лане, Шартре и Руане сохранилась атмосфера старины: кое что я попробовал заснять и кое-что даже получилось.
47 Шартр

48 Шартр

49 Шартр

50 Шартр

51 Руан

52 Руан

53 Руан

Не знаю, с какой скоростью будут появляться посты. Возможно, до самой осени. Из-за сверхскорости передвижения, которая требовалась в этом путешествии, почти все снимки сделаны в режиме «автомат»; кое-где автомат косячил. «Вытягивать» такие кадры не стал, приношу извинения за неровность.
Tags: Амьен, Бельгия, Брюгге, Брюссель, Лан, Париж, Реймс, Руан, Суассон, Франция, Шартр, отчет_К, путешествия

• На Север. Великий Устюг, часть 2.

Из Гледена мы вместе с экскурсоводом заехали в Дымково, слободу, ныне входящую в состав Великого Устюга. Я поинтересовалась, не оттуда ли пошла…

• На Север. Великий Устюг, Гледен.

Было уже послеобеденное время, когда мы наконец стартовали из Костромы в Великий Устюг. 606 километров пути, навигатор показывал, что ехать…

• На Север. Кострома.

Прерываю не закончив, отчет по Кипру, чтобы по свежим следам рассказать вам о нашей поездке "по северам". Ездили мы на машине по маршруту:…

• На Север. Великий Устюг, часть 2.

• На Север. Великий Устюг, Гледен.