mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, часть 2.

Я в Падую спешил как человек,
Которого влечет из мелководья
Скорее погрузиться в глубину,
Чтоб утолить томительную жажду.
У.Шекспир "Укрощение строптивой".

Конечно, главное зачем мы ехали в Падую это было не музей  (просто мне так было удобнее начать), а капелла дель Арена или капелла Скровеньи. расписанная гениальными (и это не преувеличение) фресками Джотто в 1303-1305 гг. Написала и сама поразилась - ведь невозможно поверить, что работа шла всего два года.
Попасть в это фантастическое место можно только купив предварительно по интернету билет на определенное число и час... При этом на сайте требуется заполнить столь дотошную анкету, что если бы очередным пунктом меня спросили о девичьей фамилии моей бабушки, то я бы не сильно изумилась.
В Падую мы прибыли вечером 9 января, а 10 утром отправились в капеллу.  Фотографировать там можно, да вот беда... пускают-то всего на 15 минут, и без рюкзака, где уж тут взять время и фотоаппарат так что покажу только то, что успела словить телефоном (подробные фото можно посмотреть на wga).

Сначала о названии (ниях) ;) - дель Арена - потому что капелла расположена на месте античного цирка, а неприятное для слуха Скровеньи это фамилия династии местных ростовщиков. Энрико Скровеньи построил капеллу во искупление грехов своего отца Реджинальдо. "Деяния" его папеньки были настолько широко известны, что Данте поместил его в 7 круг Ада. Младшему Скровеньи папа Бенедикт XI после этой постройки отпустил грех ростовщичества. А в 1304 году была выпущена папская булла, где "даже предписывалось посещение этой капеллы, потому что оно отпускало грехи людям, которые совершали сюда паломничество" (из лекции И. Языковой).
фото отсюда

Теперь о фресках.
"Здесь история Христа и Богородицы предваряется большим протоевангельским циклом: рассказано о родителях Богородицы, т.е. практически представлена история рода. История Иоакима и Анны, потом история Марии, которой предоставлено быть матерью Спасителя, и уже история самого Спасителя, т.е. практически три поколения одного рода." (из той же лекции)

Одна стена капеллы целиком занята Страшным Судом, по низу изображены в монохроме (имитируя скульптуру) Пороки и Добродетели, в орнамент на стенах вплетены разные поучительные истории, а также сцены и персонажи Ветхого завета. Надеюсь, что я вас впечатлила количеством и разнообразием того, что там надо рассматривать (причем очень внимательно, потому что перед вами шедевры), так что вы простите меня за то что фотографий почти не будет, да и те что будут ...весьма невысокого качества, только для информации. Всех интересующихся отправляю в википедию , лучше в итальянскую, там можно по ссылкам подробно рассмотреть каждую панель (еще рекомендую wga и прекрасный пост с деталями).

И еще две цитаты, чтобы убедить колеблющихся:
П.Вайль из книги "Слово в пути": "Джотто же остается той незыблемой монументальной печкой, от которой ведутся танцы всего западного изобразительного искусства.", он же чуть позже пишет: " персонажи лишены библейской возвышенности, они выступают как современники автора, а получается, что и наши".
Из уже цитируемой лекции И.Языковой о том же: "происходит вот это движение с небес на землю, которое мы потом увидим во всем итальянском Ренессансе. Из этого, кстати, не нужно делать вывод, что сакральное исчезает. Оно никуда не исчезает. Оно скорее сопрягается с бытовыми элементами. Просто это приближение священного сюжета к жизни обычного человека"
Папа предвкушает :)
IMG_20180110_124006

IMG_20180110_130554

Мрамор тоже нарисован
IMG_20180110_130603

Встреча Иоакима и Анны у Золотых врат. Любовь и нежность..
"Героям Джотто не хватает только речи, чтобы быть живыми" (цитирую по книге Виппер Б. Р. - Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1).
"У Джотто первого появилась резкая естественная жестикуляция действующих лиц." (П.Вайль).
"..такие детальки, которые дают возможность приблизить эту сцену, сделать ее одновременно и священной, и бытовой, показать, что это происходит здесь и сейчас. " (из лекции И.Языковой)
IMG_20180110_131902

И вот совсем другой поцелуй... Поцелуй Иуды
IMG_20180110_130915

Распятие с ангелами, рыдающими и разрывающими свои одежды. До Джотто так никто не писал.
IMG_20180110_131315

Оплакивание
IMG_20180110_130642

Невозмутимый ангел сидит на пустой гробнице
IMG_20180110_130720

А это деталь Страшного Суда. Ангельское воинство, а сверху малозаметный ангел деловито сворачивает небо, как свиток или как использованную декорацию..Привиделось будто небо это всего лишь холст на стене в каморке старого папы Карло, интересно, а что за ним?
IMG_20180110_130356

Впечатляющий ад
IMG_20180110_131144

Мертвецы поднимаются из могил
IMG_20180110_130431

А это сам Энрико передает капеллу со всеми нами ангелам. Обратите внимание, что ростом он такой же как и ангел.
Фото взято отсюда


Ниша-обманка.. Прием, который впервые (со времен античности) применил Джотто.
IMG_20180110_130942

Лев и львята. В средневековом бестиарии считалось, что львята рождаются мертвыми. И первые три дня лев должен дышать на своих детей, чтобы их оживить. Легко читаемый символ Воскресения.. Двоих львят он уже оживил, а третьего кажется еще нет.
IMG_20180110_131420

Пророк Иона ловко впрыгивает в чрево кита.
IMG_20180110_131242

Переходим к Порокам и Добродетелям
"Умеренность" завернула меч в тряпочку, старается сдерживаться а могла бы и рубануть сплеча а на вид такая мирная тетенька. Кстати мрамор здесь тоже нарисованный.
IMG_20180110_131637

"Милосердие" держит в одной руке корзинку с фруктами, а другой протягивает Богу свое сердце. Под ногами у нее "сумки мерзких денег, забытых на земле" (гуглопереводчик иногда очень выразителен)
IMG_20180110_130311

Пороки.
"Гнев" разрывает на себе одежду. Любопытно, что у греков Эйрена богиня мира, от нее русское (и финское) женское имя Ирина (через французское), а на латыни (и итальянском) Ira это гнев..
Ну и для увеличения путаницы добавлю, что на иврите Ира имеет значение "бдительный";  в Библии это имя упомянуто, как же, как же...но только оно мужское (пример:"также и Ира Иаритянин был священником у Давида" - 2Ц. 20:26). Ну и вот вам список мужчин с именем Ира, помещенных в вики,
IMG_20180110_131507

""Несправедливость" сидит на развалинах замка, в одной руке держа превратившийся в дерево меч, в другой багор, символ стяжательства" (ссылка). Нигде не отмечено, но что-то мне кажется, что у этого почтенного старца глаза-то закрыты, и это неспроста... ,а у ног его разные бесчинства творятся на которые и смотреть-то противно.
IMG_20180110_130708

"Зависть" сжигаемая на собственном огне. С языком-змеей-клеветой, которая оборачивается против нее самой. С дьявольскими рогами, огромными ушами, чтобы лучше слышать, или подслушивать и мешочком золота... пишут, что ей сопутствует алчность и здесь она размещена, как антагонист "Милосердию". Не могу понять, зашиты ли у нее веки. как написано про завистников у Данте :
"У всех железной нитью по краям
Зашиты веки, "
IMG_20180110_130530

Отчаяние повесилась. Как тонко заметил П.Вайль: "Разве прогнулась бы жердь, на которой повесилось Отчаяние, если бы это был абстрактный порок, а не просто женщина."
IMG_20180110_130500

Выйдя из музея, куда мы пошли после капеллы, а я предпочитаю такой порядок, чтобы капеллу смотреть свежим, незамыленным взглядом ну а догоняться можно уже чем похуже, мы медленно пошли ко второй точке нашего обязательного маршрута.
Мимо так называемой гробницы Антенора, троянца, мифического основателя Падуи. В 1274 г. во время строительства госпиталя (?) был найден саркофаг с останками мужчины, рядом с которым лежал меч и мешки с золотом. Падуанский поэт (sic!) Ловато Ловати решил, что это никто иной, как Антенор. От этой идеи все пришли в полный восторг и тут же построили в центре города парадную усыпальницу; а чтобы никто не сомневался рядом имеется соответствующая табличка за авторством того же поэта. Почему-то вспоминается другой поэт у которого тоже было очень большое влияние на общественность, помните: "И все доступно уж, эхма, теперь для нашего ума" (если забыли, то звали его Цветик).
DSC_0283

DSC_0281

DSC_0282

Башня средневекового палаццо Забарелла.
DSC_0285

DSC_0287

Весь центр это сплошные аркады. Полагаю что в дождь можно дойти из одной части города в другую не промокнув. Для меня ходить по таким галереям очень непривычно, я чувствую большую скованность, рвусь на проезжую часть простор, хочется взглянуть на небо пусть и промокнуть..Совсем не мой "формат", мне душно, хотя местами не без изящества..
IMG_20180110_153235

Понравился балкончик и решеточка
DSC_0300

Маскарончики
DSC_0292

И еще. Что за царь Кощей, интересно.
collage

И вот в тумане появились минареты башни собора Святого Антония Падуанского. Туда мы и направлялись.
DSC_0301

Два маленьких Ленина (простите, но невозможно избавиться от ассоциации :))) играют в камень-ножницы-бумагу. .
И еще из моих безумных версий: маленький Ленин и маленький, скажем, скажем Бяка Троцкий рассматривают план Зимнего (утерян). Спросила ленту на фейсбуке что это они делают.. Самый симпатичный вариант был - они нашли и рассматривают камушек с дырочкой, помните? "куриный бог"  но тогда Ильич тут ни при чем, а жаль Если у вас есть варианты, пишите, буду рада. :)
DSC_0314

Собор святого Антония Падуанского (XIII в, начат через 19 лет после смерти святого), в Падуе его называют коротко - дель Санто (какой же еще святой здесь может быть :)). Ну а перед ним знаменитый памятник кондотьеру Эразмо да Нарни.
IMG_20180110_154904

DSC_0339

Честно сказать (только тсс, папа не знал), я шла не столько посмотреть этот замечательный собор, сколько поклониться святому Антонию Падуанскому Это один из самых почитаемых святых в Италии, и это молитвенное чувство очень хорошо ощущается в его соборе.
DSC_0336

Мы зашли, в соборе начиналась служба, а на стене была табличка с просьбой не фотографировать. Редкий случай, но здесь она показалась уместной. Я почти не снимала, настроение было совсем другое.
Хочу процитировать историю про св. Антония из книги Г.Мортона "От Рима до Милана":
"Умирала упрямая крестьянка, и священник очень хотел, чтобы в этот великий момент душа ее предстала перед Богом. „Но я не верю в Бога“, — сказала старуха. Священник был озадачен. Затем подумал немного и сказал: „Но каждый человек во что-нибудь да верит. Невозможно ни во что не верить. Разве ты не веришь в Мадонну и святого Джузеппе?“ — „Нет, — сказала старая женщина. — Это все поповская болтовня“. Священник отчаянно искал соломинку, за которую можно было бы ухватиться. „Но подумай, — сказал он, — ты ведь умираешь, что случится с твоей душой, если ты ни во что не веришь?“ Женщина крепко задумалась. Затем лицо ее просветлело. „Ну, конечно. Верю в святого Антония“".

И еще одна цитата подлиннее, но очень трогательная из "Цветочков" св.Франциска Ассизского:
"Святой Антоний пребывал как-то в Римини, где было великое множество еретиков. И желая направить их к свету истинной веры, наставить на путь истинный, проповедовал он им несколько дней и убеждал их верой Христовой и Святым Писанием. Однако они не только противились его словам, но были ожесточены и упрямы, отказываясь слушать его. Наконец Святой Антоний, вдохновленный Богом, пошел на берег, где река впадала в море, и, встав между рекой и морем, начал говорить рыбам, будто бы Господь послал его проповедовать им: «Слушайте слово Божье, о вы, рыбы морские и речные, ибо неверные еретики отказываются слушать его».

Едва он произнес сие, как вдруг столь великое множество рыб, больших и малых, приблизились к берегу, на котором стоял Святой Антоний, какого никогда не видели ни в море, ни в реке. Все рыбы высовывали головы свои из воды, и казалось, будто они внимательно смотрят в лицо Святому Антонию. Все они расположились в совершенном порядке: меньшие — около берега, за ними те, что немного больше, и дальше всех, где вода была глубже, — самые большие.

Когда они разместились таким образом, Святой Антоний начал проповедовать им, говоря весьма мудро: «Братья мои рыбы, вы стремитесь, насколько это в ваших силах, вознести благодарность вашему Создателю, Который дал вам в обиталище столь достойную среду"....далее читать можно здесь :).
фото отсюда


У гробницы святого Антония я успела помолиться о родных и близких, вспомнить тех, кого хотела, попросить о нужном и поблагодарить, потому что прошлая просьба, которую я передавала св.Антонию была услышана...Скажу что и эта (январская) тоже дошла и исполнена в бОльшей своей части.. есть повод еще раз приехать и поблагодарить.
Мы обошли гробницу святого, потом еще немножко походили и тихо посидели..
Покажу чуточку деталей из собора отрывочных и почти без пояснений.
IMG_20180110_160130

Рядом с фреской сфотографировала табличку. - это творение Якопо Parisato XV в
IMG_20180110_161956

Паралипомeна, полагаю что здесь эта фигура (ангел?) символизирует книги Ветхого Завета
IMG_20180110_161250

Чье-то надгробие, где меня заинтересовал трубящий скелет
IMG_20180110_160910

IMG_20180110_160405

Капелла блаженного Luca Belludi. Подробнее про собор (но к сожалению недостаточно подробно) рассказывает вики на итальянском. Там же можно посмотреть чуть больше фотографий.
IMG_20180110_160503

Прорываться к скульптурам Донателло (а там их несколько у алтаря) мы не стали - шла служба. Вышли и полюбовались памятником Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелата (медовый кот). Кондотьер, который был одно время правителем Падуи, начальником всех сухопутных войск Венеции, вошел в историю в основном благодаря памятнику, который ему воздвиг Донателло. Ну а москвичи его знают с детства по копии в ГМИИ им. Пушкина.
DSC_0321

Поигралась в фоторедакторе
DSC_0327

DSC_03301

Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и Пантеон
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Площадь Навон и Бычий форум
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран, часть 1
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 5. Латеран и Ватикан

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран и Ватикан
С папой в Италию в январе. День седьмой. Падуя, музей.
Tags: Донателло, Италия, Падуя, живопись, картинки, путешествия
Subscribe

  • Кипр 2021 Луварас и не только.

    Церковь св. Маманта в Луварасе была тоже закрыта, но мы набравшись храбрости, позвонили по указанному на двери телефону. Нам вежливо ответили и уже…

  • Кипр 2021. В горы!

    Продолжаю описывать путешествие на Кипр, и для начала, хочу сказать спасибо К., чьими путевыми заметками я сейчас пользуюсь. Сейчас мы с вами…

  • Кипр в 2021

    Да-да, я не ошиблась с датой, нам с К. удалось пробраться в начале лета сквозь все кордоны на Кипр. Там мы заказали на все время машину,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • Кипр 2021 Луварас и не только.

    Церковь св. Маманта в Луварасе была тоже закрыта, но мы набравшись храбрости, позвонили по указанному на двери телефону. Нам вежливо ответили и уже…

  • Кипр 2021. В горы!

    Продолжаю описывать путешествие на Кипр, и для начала, хочу сказать спасибо К., чьими путевыми заметками я сейчас пользуюсь. Сейчас мы с вами…

  • Кипр в 2021

    Да-да, я не ошиблась с датой, нам с К. удалось пробраться в начале лета сквозь все кордоны на Кипр. Там мы заказали на все время машину,…