В кафешке подле Пантеона было очень приличное капучино, но мы пока выполнили лишь половину от намеченной дневной программы и вторую чашку кофе мне выпить не позволили. Я, конечно, не мог удержаться, чтобы не спросить: «А куда мы, собственно, так торопимся? Ведь здесь так хорошо сидеть и просто разглядывать толпу?».
«Как куда?» - возмущенно сказала моя дочь.– «Нам просто необходимо еще посмотреть парочку первоклассных фонтанов, а затем выйти к Тибру, пройти по его набережной до Бычьего форума, где мы увидим еще несколько интереснейших храмов!». Ну, что же, это всегда хорошо, когда кто-то в точности знает, что тебе нужно делать - тем самым снимается проблема выбора, всегда трудная для человека, считающего себя интеллигентом.
Для полноты впечатлений о фонтанах Рима нам просто было необходимо отправиться на площадь Навон – так считала Катя, а с ее мнением я никогда не спорил. До этой площади было не очень далеко идти, но по дороге Катя успела меня немного просветить по части истории этих мест.
Картинка из вики. Hendrik Frans van Lint:1730
Как я узнал, пьяцца (площадь) Навон – одна из самых больших площадей Рима. Когда-то, в первом веке, во времена императора Домициана, на этом месте существовал огромый стадион размером 285 х 106 метров, с трибунами, вмещавшими до 15 000 зрителей. Но уже в Средние века от стадиона остались одни развалины и постепенно на этом месте обосновался городской рынок.
(фото
отсюда, )
В таком виде площадь просуществовала не одно столетие, но со временем по периметру бывшего стадиона стали появляться дворцы состоятельных людей и, конечно, церкви - как известно, «свято место пусто не бывает» - Здесь особенно отличились представители знатного рода Памфили, один из которых еще в конце XV века выкупил три старинных дома на этой площади. Еще примерно через полтора столетия, в конце 1644 года, другой из рода Памфили, а именно, Джамбатисто Памфили был избран Римским папою и, приняв имя Иннокентий X, стал полновластным правителем Рима.
Папе Иннокентию, конечно, был совершенно необходим новый роскошный дворец и для этой цели было не найти лучшего места, чем пьяцца Навон.
По велению Иннокентия X на площади перед дворцом был установлен обелиск, изготовленный еще в эпоху императора Домициана как копия древнеегипеских образцов. Этот обелиск разыскали среди всякого хлама, оставшегося на вилле императора Максенция, и он первоначально должен был просто служить свидетельством влиятельности семейства Памфили. В летние месяцы на площади Навон становилось так жарко, что было почти невыносимо там находиться. В таких случаях есть только один выход: необходимо поставить фонтаны, дарующие прохладу и увлажняющие воздух. Источником воды мог бы быть все тот же акведук, что питал фонтан Треви, и продлить его было не очень сложной инженерной задачей. Гораздо более трудным было совместить проектируемый фонтан с уже имеющимся обелиском. Объявили конкурс на лучший проект среди архитекторов, к которому, однако, не допустили самого известного архитектора и скульптора того времени Джованни Лоренцо Бернини – в основном, из-за интриг конкурентов. Но Бернини их всех перехитрил – он умудрился через влиятельных друзей показать Папе Иннокентию макет своего проекта фонтана, Тот пришел в восторг от увиденного и немедленно распорядился, чтобы, независимо от результатов конкурса, был принят проект Бернини. Естественно, что ему же и было поручено сооружение фонтана, который впоследствии получил название «Фонтан Четырех рек».
Полагаю, что мне нет нужды подробно рассказывать о всем том, что можно увидеть в этом великолепном скульптурном ансамбле. Об этом хорошо сказано в Катином
очерке этого же дня, уже не говоря о том, что непременной частью описаний римских достопримечательностей в десятках книг и путеводителей всегда является рассказ об этом творении великого Бернини. Однако же, кое-что из моих впечатлений мне бы хотелось предложить вниманию читателя.
Центром ансамбля яляется 16-метровый четырехгранный обелиск. У подножия обелиска расположены фигуры четырех богов, как символов четырех рек: Дуная, Нила, Ла-Платы, Ганга или соответственно всех известных тогда четырех континентов: Европы, Африки, Америки и Азии. Соответственно, вся вода, поступающая к фонтану, разделяется на четыре потока, проистекающих из одного источника, а над ним и возвышается грандиозный обелиск. Затем все эти потоки сливаются в общее целое, заполняющее чашу бассейна подобно тому, как мировой океан охватывает все континенты. Теперь вспомним еще, что по замыслу Бернини этот величественный псевдоегипетский обелиск был сверху украшен фигуркой голубя, несущего оливковую ветвь, то-есть гербом рода Памфили, папы Иннокентия Х. Вырисовывается довольно прозрачная аллегория: папа, как наместник Господа на земле, представляется центром сосредоточения благодати Божией, и от него она исходит, чтобы разнестись по всей земле. Полагаю, что папа Инокентий Х легко распознал эту основную идею проекта Бернини, и естественно, она не могла не привести его в восторг!
Дополню сказанное следующим, пожалуй, несколько сомнительным, соображением: композиция всего ансамбля, предложенная Бернини, в чем-то схожа, пусть отдаленно, с той, что мы уже видели в мозаиках, изображающих второе пришествие Христа. Ввверху этих картин изображался Христос, шествующий по облакам, а в самом низу мозаик непременно изображался Агнец божий на возвышении, от подножия которого берут свое начало четыре четыре райские реки - Геон, Фисон, Тигр и Евфрат. К этим водам, как к источнику благодати, припадают олени или следуют одна за одной овечки, символизирующие страждующие души смертных (и апостолов). Трудно не увидеть некоторое сходство сюжетов этих картин с предполагаемой аллегорией, которая просматривается в фонтане Бернини. Как мне представляется, подобное сходство, на самом деле отображает некий общий мотив, которым в какой-то мере мог руководствоваться художник того времени.
Но независимо от каких бы то ни было умозаключений, важнее всего конечный результат – стараниями Джованни Лоренцо Бернини и его учеников создан уникальный скульптурный ансамбль, в котором замечательны не только композиция и общий его абрис, но и проработка каждой из многочисленных фигур.
И вот о чем еще мне захотелось сказать в связи с моими впечатлениями от фонтана Четырех рек. Ведь строго говоря, фонтан – это всего лишь источник воды, но в этом фонтане особенно легко заметить, что сама вода служит чем-то вроде своеобразной декорации-драпировки для скульптур. Благодаря бегущим и все время меняющимся потокам спадающей воды, мраморные фигуры, статичные по определению, обретают какую-то, можно сказать – «внутреннюю» живость, нечто вроде потенциальной способности в любой момент ожить и двигаться – да простится мне подобная вольность фантазии. Если попытаться как-то проиллюстрировать сказанное на примере, хорошо знакомом нам всем, то вспомним хотя бы про «Самсона, раздирающего пасть льву» в Петергофе. Пока в фонтанах нет воды, это всего лишь мастерски сделанная скульптура, украшение всей лестницы. Но стоит запустить через нее водопад, и скульптура буквально оживает и в ней можно увидеть (может быть, точнее - почувствовать) весь динамизм единоборства Человека со свирепым хищником. Осмелюсь допустить, что здесь даже не потребуется уж очень большого воображения!
Фото
отсюда
На той же площади Навон расположено еще два фонтана, фонтан Нептуна и фонтан Мавра, исполненные также с необыкновенным мастерством. И в том и другом струи воды отличным образом работают как элементы «оживляющего декора» как для основных статуй Нептуна и Мавра, так и для множества других фигур в каждом из фонтанов.
В конце концов оказалось, что все три фонтана в сочетании с дворцами и базиликами, стоящими по периметру площади, образуют единый ансамбль, делающий площадь Навон великолепным примером достижений барочного градостроительного искусства.
Фонтан Мавра
Фонтан Нептуна
Фото из
викиОт площади Навон мы направились к Тибру, по дороге задержавшись на Площади Цветов, Кампо-деи-Фиоре, знаменитой тем, что именно там, 17 февраля 1600 г, был предан сожжению Джордано Бруно, философ, ученый, поэт, один из замечательных людей эпохи позднего Возрождения. Перед казнью он провел 8 лет в тюрьме, сначала один год в Венеции, потом еще семь лет в Риме. Все это время судьи пытались добиться от него отказа от своих еретических (по их мнению) взглядов, которые затрагивали почти все аспекты жизни, какой она представлялась в то время. Добиться от него покаяния так и не удалось, а без этого помиловать не мог и сам Папа, даже если бы захотел. Полный текст вынесенного ему приговора церковь до сих пор сохраняет в тайне. Известно только, что ему вменили в вину «неуместные писания и мысли», - то-есть, то самое «мыслепреступление» (thought crime), о котором через три с половиной века повествовал Дж. Оруэлл в своем знаменитом романе «1984». На самом деле вся «вина» Джордано Бруно состояла в том, что он был свободный человек, а во все времена такого рода личности вызывали ненависть у власть предержащих. Согласно вердикту суда инквизиции, Джордано Бруно был приговорен «к казни без пролития крови», что означало сожжение живьем. С тех пор прошло более 400 лет, но отцы церкви до сих пор так и не раскаялись в этом преступлении. Более того, уже в относительно недавние времена они пытались всячески препятствовать сооружению памятника Джордано Бруно. В конце концов в 1889 г этот памятник работы скульптора Этторе Феррари был все-таки установлен на месте казни на Площади Цветов.
Наверное, в том, что я написал про Джордано Бруно в немалой степени отразился тот стереотип героической личности, что у меня сохранился еще со школьных времен. Знающие люди, в том числе и Катя, попытались объяснить мне, что реальный Джордано Бруно имел мало общего со своим хрестоматийным образом. Пускаться в споры по этому поводу мне не очень интересно. Вместо этого я предлагаю взглянуть на некоторые примеры его поэтического творчества - сонеты, взятые из книги: Джордано Бруно «О ГЕРОИЧЕСКОМ ЭНТУЗИАЗМЕ» (переводы Андрея Козырева):
1.
Как часто, Музы, к вам я был жесток!
Но все-таки в ответ на стон сомненья
Летите вы, чтоб скрасить все мученья
Мне изобильем слов, речений, строк.
Самолюбивым дали вы урок, –
Не знают лавров их произведенья;
так якорем и пристанью мне будь,
суровый стих, закрывший прежний путь!
О девы у Парнасского ключа,
Живя, учась и мысля рядом с вами,
Я наслаждаюсь мирными трудами;
Здесь волен дух, любовь здесь горяча;
Стань лавром, кипарис, живым – мертвец,
Могилу сделай Солнцем, мой Творец!
2.
Мое живое сердце – мой Парнас,
Куда иду я в поисках покоя;
А мысли – музы, что в прозренья час
Мне дарят образы своей рукою.
Меня, – пусть влага слез течет из глаз, –
Напоит Геликон водой живою;
Ведь здесь поэт увидел, в царстве гор,
Небесный свет, космический простор.
Не могут ни имперские награды,
Ни милость королей, ни чернь, ни знать,
Ни благосклонность папы столько дать,
Как эти лавры, что сплели наяды,
Вручаемые свыше всех щедрот
.......Веленьем сердца, мысли, пеньем вод.
Мне кажется, что эти стихи сами по себе говорят о масштабе личности поэта Джордано Бруно, как бы строго его не судили историки.
От Площади цветов было уже совсем недалеко до Тибра. Сначала Катя хотела меня повести через мост к Замку Святого Ангела, известному также как мавзолей Адриана. Но всем своим видом это сооружение напоминало огромную крепостную башню, а меня никогда особенно не тянуло знакомиться с устройством устрашающих бастионов обороны. Зато просто прогуляться по набережной Тибра – с превеликим удовольствием. Конечно, в этой реке нет той величавости, как у Невы или грандиозности размаха Днепра у Киева, но и в Тибре есть свой характер – он бурлив и видимо – своенравен, как и полагается горцу. Наша прогулка оказалась очень приятной – ничто так не способствует расслаблению как вид стремительного течения пенистого потока.
«Вот мы и пришли на Бычий форум» - обьявила Катя, указавши на колоннаду небольшого храма-ротонды. Первое мое впечатление – ну, вот, еще один «новодел», которых так много построено по всей Европе, да и у нас в России. Но на самом, деле оказалось, что это это самое старое сохранившееся мраморное здание в Риме, построенное еще в 120 г до нашей эры.
Заказчиком его строительства был консул Луций Муммий Ахаик, известный как завоеватель Греции, разрушивший и ограбивший Коринф. Место для храма было выбрано не случайно – по преданию именно здесь произошла схватка Геркулеса с «плохим парнем», огнедышащим великаном Какусом, что осмелился похитить быков у античного героя. Как и полагается в таких случаях, победа досталась «хорошему парню!». А в более поздние времена именно здесь, где на левом берегу Тибра между Авентинским и Капитолийским холмом, сходились торговые пути из Этрурии и Кампании, и обосновался древний рынок по продаже крупного рогатого скота.
Храм Геркулеса Победителя был возведен из дорогого белоснежного мрамора, добытого на северных склонах горы Пенделикон, которая находится неподалеку от Афин. Стиль постройки полностью соответствовал архитектурной модели великих греческих святилищ – внутреннее помещение цилиндрической формы (целла) и колоннада из двадцати коринфских колонн, окружающая эту целлу снаружи.
В XII веке храм был превращен в христианскую церковь в честь Святого Стефана, что и позволило сберечь его в практически первозданном виде. Жаль, конечно, что куда-то пропала одна из двадцати колонн, да и крышу, пришлось ремонтировать не один раз, но это, конечно, совершеннейшие пустяки по сравнению с тем, что произошло с большинством памятников античности в Риме.
Неподалеку от храма Геркулеса мы увидели еще один храм, явно очень древней постройки. Это небольшое прямоугольное сооружение, представляет собой один из наиболее интересных памятников античной архитектуры. Храм Портуна, построенный из блоков туфа и травертина, был изначально посвящен древнеримскому богу, покровителю дверей, ключей и скота. Считается, что он был пoстроен в I-веке до нашей эры. Первоначально языческий храм Портуна был перестроен в IX веке в христианский и освящен в честь Святой Девы Марии. В позднее средневековье его «переосвятили по новой», в этот раз в честь Марии Египетской, покровительницы женщин, раскаявшихся блудниц. Во время всех этих пертурбаций произошло немало изменений во внешнем виде храма, но последовавшей реконструкцией ему был придан оригинальный вид древнего храма.
Было на самом деле интересно увидеть примеры того, что собой представляли храмы Греции в античные времена.
Однако Катя, которая уже побывала и в тех местах, заверила меня, что все-таки с древностями Эллады надо знакомиться не в Риме. Зато взгляни назад – продолжала она – где еще ты увидишь подобное тому дому, что стоит прямо напротив этих античных храмов?».
И впрямь: на ту же площадь выходил фасад невысокого жилого дома, явно построенный на «укороченной» крепостной башне. Этот дом постройки XI-го века принадлежал семейству Крещенци, которое контролировало переправу через Тибр, взимая за это немалую пошлину. Он был бы совсем непримечательным, если бы не одна особенность экстерьера. По всему его фасаду рассеяны в качестве строительных элементов и декора одновременно разнообразные детали античных строений. Здесь можно увидеть колонны с капителями и без оных, арки в глухой стене, нарядные портики, никуда не ведущие и множество стилизованных мраморных фигурок. А над входом прикреплена плита с надписью, в которой среди прочего еще сказано: «Я, Никколо, построил этот дом не из пустого тщеславия в поисках мирской славы, а чтобы воздать честь былой красе древнего Рима....».
Все это очень красиво звучит, но в с точки зрения нашей рациональной современности оставляет без ответа естественный вопрос: А что все эти античные развалины были так уж бесхозны – все-таки в столице великой Империи должен же был быть какой-то порядок? А если у них были какие-то хозяева, то как могло случиться, что так много античных фрагментов оказалось во владении семейста Крешенци?
Спросил у Кати – «А откуда взялись все эти фрагменты античных развалин?». И услышал в ответ – «Так это же сполии!». Честно скажу, я впервые услышал это красивое слово и Кате пришлось разъяснить мне, что сполии – это трофеи.
Тут мне все сделалось кристально ясным – я вспомнил, что моя дача почти наполовину построена из «сполий» всяческого происхождения! Среди источников подобных сполий случались и «развалины», правда, не античные, а тех домов, которые были построены у нас в Измайлово пленными немцами после войны, а к 80-м годам вконец обветшали. Считалось, что при их сносе должно возвращаться в стройконторы все, что годится для последующего использования. Именно об этом мне напомнил мастер, который командовал сносом трехэтажки недалеко от моего дома, когда я попросил его отдать мне штук пятнадцать оконных рам и пару-тройку дверей, необходимых мне для стройки дачи. «Даже продать не могу – я за все отчитываюсь!» - был его категоричныйѕ ответ. Я погрустнел и хотел было уходить, что называется «не солоно хлебавши», но во-время вспомнил, что «У меня с собой было!» (А. Райкин), а именно - поллитра спирта (я же химик!). Узнав об этом, мой визави среагировал немедленно: «Саня (так звали рабочего), давай-ка пошустрее выломай с ребятами (да поаккуратнее!) для этого мужика, (т.е. для меня), штук пятнадцать рам и погрузи вон в тот «газон: «Может еще и двери дашь?» - взмолился я. «Нет, двери будут завтра!». Двери я так и не получил, а сполии-рамы и сейчас исправно мне служат, как рамы парника.
Да простится мне смелость допущений, но мне кажется, что древняя схема добывания в Риме античных фрагментов в качестве сполий не слишком сильно отличалось от той, что вполне эффективно работала в Москве XX-го века!
Папин отчетВ Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. ВступлениеВ Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и АвентинВ Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 4. Фонтаны и ПантеонМой отчет: С папой в Италию в январе. Вступление.С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан МаркоС папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-КлементеС папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и ПалатинС папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.С папой в Италию в январе. Рим, день третий. АвентинС папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.2