mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Category:

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3. Часть 2.

Однако, Катя вовсе не считала, что день закончился. Оказалось, что мы еще должны обязательно увидеть цепи, в которые был закован святой Петр. И то сказать, эти святые вериги обладают волшебно-целебной силой и служат предметом поклонения многих тысяч паломников, когда каждый год 29-го января их выносят для всеобщего обозрения на площадь перед храмом. А сегодня всего лишь 7-е января и ждать так долго мы не можем. Стало быть, мы обязаны прямо сейчас сходить в базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи. Но взглянув на меня, она торопливо добавила: «Но конечно, для начала мы зайдем домой, попьем чайку и передохнем малость».

Ну, что же – так и сделали. Базилика (лучше сказать - базилика) оказалaсь совсем рядом с нашей гостиницей, но к ней надо было подниматься по довольно крутой лестнице и мне стало как-то грустновато, когда мы оказались у ее начала. Но никуда не денешься, ведь nobles oblige – как-то так,кажется.
DSC_0527

DSC_0546

И вот уж мы у входа в заветный храм с цепями св. Петра. Чтобы меня не обвинили в святотатстве, я не буду ничего говорить о священных реликвиях. Ведь главное, чем примечателен этот храм – это «Моисей» работы Микеланджело. Он действительно великолепен и не может не вызывать восхищения. На мой взгляд очень интересно и точно написал о нем Зигмунд Фрейд, которого цитирует Катя.
DSC_0540

Мне, пожалуй, осталось неясно только одно: что побудило папу Юлия II заказать Микеланджело изваять Моисея в качестве надгробия для себя? Он, что, мнил себя кем-то сродни этому великому библейскому пророку? Все-таки не перестаешь удивляться людскому тщеславию!
DSC_0537

DSC_0541

И еще мена совершенно восхитил мозаичный портрет св. Себастьяна. В нем нет ничего от привычного нам канонического образа этого святого. Портрет, конечно, очень красочный и выразительный и, если бы не мученический венец в руках, то и в голову бы не могло придти, что он готовится принять свою судьбу. Но может быть, так и выглядели готовые к мученичеству святые в глазах художника VII века, когда была сделана эта  мозаика.
DSC_0549

Покинувши Сан-Пьетро-ин-Винколи, мы отправились не домой (как некоторые могли подумать), а совсем в другую сторону, а именно, к базилике Санта-Прасседе. Признаюсь, мне очень хотелось туда попасть, чтобы своими глазами взглянуть на мозаики, по всеобщему убеждению, самые интересные в Риме и одни из лучших в Италии вообще. Катин пост про наше посещение этого храма сделан настолько содержательно, что мне остается сделать только одно – сказать о том, что более всего меня впечатлило/поразило в том, что я смог там рассмотреть.
DSC_0663

Все началось с алтаря, который выглядит как одно целиком законченное произведение, выполненное, что называется, на едином дыхании. Если не боятся громких слов, то можно назвать его трехчастной симфонией рисунка и краски: конха, арка и триумфальная арка, –  все свидетельствует о Втором пришествии Господа. Интересно рассматривать лики Христа и праведников. В IX веке иконописный канон еще, видимо, не устоялся и поэтому почти во всех ликах можно угадать какие-то личностные черты и даже эмоции.
DSC_0643

Особенно хорошо это просматривается в конхе – здесь Христос выглядит как строгий, но человечный судия, а Петр и Павел – почти как «свои ребята» для праведников. Синий и золотой цвета фона, красочные украшения одежды, непринужденные позы основных персонажей этой мозаики– все это призвано создавать радостное настроение у зрителя.
DSC_0666

DSC_0604

Арка апсиды уже выполнена в более повествовательном ключе, почти как иллюстрация к «Откровению». Здесь также нарядно сделаны главные фигуры тельца, быка, льва и ангела, которые стоят внимания зрителя. Что касается фигур двадцать четырех старцев-праведников, то они полностью лишены какой-либо индивидуальности. У них совершенно одинаковые позы, одежды и лики, но, видимо, в этом и заключался замысел художника. Издалека вообще может показаться, что на этом месте мозаики осталось два светлых пятна с какими-то неясными разводами на них.




DSC_0626

О триумфальной арке не хочется говорить отдельно – она хороша более всего тем, что создает красочную
картину-обрамление для рисунка внутри апсиды, нечто вроде увертюры, если возможно здесь использовать этот термин.
DSC_0644

DSC_0646

И конечно, мы с Катей не могли не взглянуть на мозаики, украшающие капеллу Зенона. О художественных достоинствах этих мозаичных картин совершенно великолепно написал П. Муратов и в Катином очерке им тоже уделено должное место. В капелле Зенона неплохое освещение, что помогает хорошо разглядеть все мозаики.
DSC_0557

Уже тогда мне показалось, что все персонажи в медальонах внешнего и внутреннего ряда не только удивительно живописны, но к тому же выглядят персонифицировано, почти как портреты реальных людей, христиан IX века. Потом, в Москве, разглядывая Катины фотографии, я убедился, что это на самом деле так и есть, во всяком случае – в значительной мере. Взгляните хотя бы на Христа, Петра и Павла, ну и конечно, на Моисея или Илью – ведь на самом деле они выглядят вполне реальными персонажами.То же самое я могу сказать о других мозаичных портретах в этой капелле. Все вместе это оставляет впечатление галереи остро-характерных и художественно убедительных изображений!
Мне могут возразить, что подобные эстетические оценки не могут применяться к изображениям святых, которые не должны иметь ничего общего с портретами.  Однако мне не кажется, что этот критерий должен считаться главным, что должно отличать иконопись от светской живописи.
DSC_0622

DSC_0620

DSC_0621

Поразительно, с каким искусством сделан мозаичный декор потолка капеллы Зенона. Четыре мраморные колонны по углам капеллы, поставлены так, что их капители служат как бы опорами для изображенных на потолке четырех ангелов в белоснежных облачениях. Эти ангелы воздевают к небу руки, поддерживая образ Христа-Вседержателя и все это дано на ослепительном золотом фоне. Я понимаю, что на самом деле невозможно передать словами все то впечатление от живописности, законченности и изящества, что оставляет капелла Зенона. Правильнее всего будет просто дать совет – ни в коем случае не упустите возможность как следует ее рассмотреть. 
DSC_0558

DSC_0651

DSC_0650

DSC_0578

DSC_0574

Интересно бы узнать, намеренно иль нет, но в том же храме в капелле напротив представлена мозаика, выполненная в XX веке. Это –«Вознесение Богоматери с предстоящими монахами и монахинями». Все персоны на этой мозаичной иконе, от ангелов и Господа бога, до Богоматери и всяких там предстоящих даны в манере реалистичных портретов, а что касается изображения  компании монахов слева, то оно вообще выполнено в формате групповой фотографии. Не вызывает сомнений портретное сходство  мозаичных изображений с оригиналами, но здесь это может вызвать лишь раздражение из-за абсолютного анти-эстетизма произведения в целом. Будь на то моя воля, я бы спрятал эту мозаику куда подальшe, просто за святотатство.
IMG_20180106_174956

Но взглянувши напоследок на эту мозаику, я вдруг понял, почему она так сильно меня затронула. Просто ее поместили не на том месте - ее, конечно, из храма необходимо удалить и поместить в качестве украшения на какую-нибудь из станций римского метро (наподобие того, как это сделано с мозаиками П. Корина на "Комсомольской"). Здесь ей и место! В следующий раз как приеду в Рим, обязательно подам соответствующую петицию в ихний муниципалитет!
IMG_20180106_175007

Уже смеркалось, когда  мы с Катей, уже совершенно измученные, отправились подкрепиться в какую-то тратторию, а затем к себе домой - благо все это было неподалеку.  Весь наш третий день оказался насыщенным до предела самыми разнообразными впечатлениями - от необъятных просторов цирка Массимо, до самых разнообразных, но всегда изумительных по живописности мозаик храмов. И как-то сам собой, как бы подстраиваясь под эти впечатления, возник в памяти стих Осипа Мандельштама:
С веселым ржанием пасутся табуны,
И римской ржавчиной окрасилась долина;
Сухое золото классической весны
Уносит времени прозрачная стремнина.
Топча по осени дубовые листы,
Что густо стелются пустынною тропинкой,
Я вспомню Цезаря прекрасные черты —
Сей профиль женственный с коварною горбинкой!
Здесь, Капитолия и Форума вдали,
Средь увядания спокойного природы,
Я слышу Августа и на краю земли
Державным яблоком катящиеся годы.
Да будет в старости печаль моя светла:
Я в Риме родился, и он ко мне вернулся;
Мне осень добрая волчицею была
И — месяц Цезаря — мне август улыбнулся.
Август 1915

Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 3, Целий и Авентин

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 1
С папой в Италию в январе. Рим, день четвертый. По топовым местам, часть 2
С папой в Италию в январе. Рим, день пятый. Латеран, Ч.1
Tags: Италия, Рим, архитектура, интересное, папа в Италии, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “папа в Италии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Posts from This Journal “папа в Италии” Tag