mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Category:

С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Санта-Прасседе

Сколько же мы всего успели в третий день, ...никак не могу закончить писать о нем :)..Так из Сан-Пьетро-ин-Винколи мы направились смотреть лучшие римские мозаики (по версии mrs_McWinkie :)) в Санта-Прасседе. Мой подробный пост о ней вот.
Наверное это уже странно звучит ;), но и эту церковь знают немногие, а пройти мимо нее...- правильно - э-ле-мен-тар-но. Ну кому интересна какая то скучная дверь в малоприметной стене в темном переулке. Ни красивого фасада ( я кажется даже и не знаю где у нее фасад), ни маломальской площади, ни даже завитка барочного...тьху. Напротив входа рекламный зазывающий стенд, как перед рестораном, но кто читает эти стенды? Так что одни из самых прекрасных мозаик в центре Рима не очень известны нашим туристам. Чтож постараюсь рассказать-показать-зазвать а может не надо, а? .ведь так там приятно побыть в малолюдстве.

Итак, почтенная публика, начнем.
Санта-Прасседа или базилика святой Пракседы, что на Эсквилинском холме была основана в IX в. Поблагодарим папу Пасхалия I, который в начале IX века принял у себя в Риме мастеров-мозаичистов, бежавших из Византии от "особо ревностных" иконоборцев. В Санта-Прасседе прекрасной мозаикой украшены, во-первых, пресбитерий и апсида, а во-вторых, капелла святого Зенона (называемая еще Hortus Paradisi- "Райский сад") - о ней в конце поста, да, сладкое - на третье .
Святая Праседа и святая Пуденциана (ее базилика неподалеку, но мы в нее в этот раз не зашли) по преданию были дочерьми сенатора Пуда. Здесь они во II веке прятали от гонений христиан, а также собирали тела мучеников, чтобы потом похоронить их в катакомбах. Интересно, что в конце концов мощи вернулись на это место - папа Пасхалий перенес сюда тела 2300 христианских мучеников.
Общий вид. Поскольку уровней много, то я уточняю терминологию. Самая дальняя мозаика расположена в конхе апсиды. Ближе к нам - арка апсиды, а ближайшая к нам - триумфальная арка. В такой последовательности и будем рассматривать. В центре киворий  XVIII в., стараемся не обращать на него внимание  ;)
DSC_0663

DSC_0643

В конхе апсиды изображено Второе Пришествие Христа. В центре по красным, синим и зеленым облакам, которые нам хорошо знакомы по мозаикам (VI в) в церкви Косма и Дамиана идет Христос в роскошных царских одеждах. Правой рукой он благословляет, а в левой держит свиток (символ законодательства).
По правую руку Христа: ап.Павел, св.Пракседа и Пасхалий I с макетом церкви в руках и с квадратным нимбом (что, как все помнят, значит, что в тот момент он был еще жив). По левую руку Христа ап.Петр (у него, как и у ап.Павла белые с красным одежды, которые символизируют праведность и мученичество), св. Пуденциана (у нее, как и у св.Пракседе в руках венок - символ мученичества, девственности и обручения с Христом; и правда будто кольцо), крайний, вероятно, св. Зенон (или св. Кириак), он держит в руках Евангелие.
Обратите внимание, что вокруг растут пальмы (дело ведь происходит в Раю), а на одной из них сидит Феникс (раннехристианский символ Христа и Воскресения), мы видели похожего и не один раз. На арке  - монограмма Пасхалия I. Святые стоят на берегу реки Иордан, а ниже мы видим знакомую нам процессию овечек идущих поклониться Агнцу.
"Помимо развития по горизонтали композиция имеет и второе измерение — вверх-вниз. Над головой Христа в белых облаках видна рука Бога Отца, указывающая на Сына, а золото-синяя полоса под ногами Спасителя подписана как Иордан. Таким образом, в вертикальном направлении эта мозаика прочитывается как символическое изображение крещения Христова (Мф. 3:16-17). Мозаичисты проводят параллель между началом Христовой проповеди о спасении и её логическим завершением — окончанием этого мира" (википедия, далее цитаты в кавычках оттуда же).

В связи с недавними событиями я сменила фотохостинг и этот пост делаю с фликра, при нажатии на фото вы можете перейти сразу туда и воспользоваться возможностью увеличить картинку да будет посрамлен врах .
DSC_0666

Ап.Павел ободряюще приобнимает св.Пракседу, левее - Пасхалий I. Опять новый знак на тоге ап. Павла - P и кажется Е (?). На одежде Христа тоже вижу похожий знак. Хотелось бы когда-нибудь разгадать этот ребус.
DSC_0601

Папа Пасхалий I с макетом храма.
DSC_0604

Феникс
DSC_06061

Ап.Петр (тоже с какими-то знаками), св. Пуденциана, и, вероятно св. Зенон (или св. Кириак). Обратите внимание и св. Пракседа, и св. Пуденциана держат венки покрытыми руками - так было принято вручать (и получать) дары  от римского императора.
DSC_0613

Святой справа держит Евангелие непокрытыми руками, а значит он его не получил и преподносить в дар не будет.
DSC_0610

Агнцы.
DSC_0599

DSC_0600

Шесть агнцев идут из Иерусалима, а шесть из Вифлеема. Вороятнее всего они символизируют апостолов, но есть еще одна версия: предполагают, что агнцы могут изображать крещеных из иудеев (из Иерусалима) и из язычников ("потому что волхвы пришли поклониться в Вифлеем")
DSC_0614

Это кажется Иерусалим, а на следующем фото Вифлеем, или наоборот...
Уместно привести здесь цитату о Небесном Иерусалиме.
"18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,
20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
21 А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло". (Отк. Гл.21)

Дорогие читатели, как вы думаете, а что это подвешено в воротах этих славных городов? Когда-то у кого-то я читала интересную версию, да забыла :(.
DSC_0605

DSC_0615

Переходим на арку апсиды. Продолжаем вспоминать "Откровение": орел, телец, лев и ангел, двадцать четыре старца в белых одеждах и венцах, семь светильников (из главы 4) и Агнец с книгою (глава 5). "Количество старцев, представляющее собой удвоенное число 12, обычно толкуется как 12 патриархов колен Израилевых и 12 апостолов, то есть христиан из иудеев и язычников соответственно."(википедия).
DSC_0636

DSC_0669

DSC_0616

DSC_0634

DSC_0671

DSC_0631

Переходим к Триумфальной арке. К сожалению она пострадала в результате перестройки XVI в. поэтому общий её смысл до конца не понятен. "В середине мозаики изображён небесный Иерусалим со стенами, украшенными драгоценными камнями (Отк. 21:16-21). В центре города Христос, облаченный в алые с золотом одежды (Отк. 1:13), преподаёт благословение правой рукой, а в левой — держит свиток. За плечами Спасителя стоят два ангела с распростёртыми крыльями. По Его правую руку Ему предстоят Богородица, Иоанн Креститель (узнаваем по характерным чертам) и шесть апостолов; по левую — святая Пракседа и ещё шесть апостолов. " (вики).
DSC_0624

DSC_0644

Праведники идут к Небесному Иерусалиму. Их встречают ангелы. А вот кто стоит ниже - неизвестно. Возможно это "спасённые, о которых Апокалипсис говорит: «Великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7:9-10)." (википедия)
DSC_0642

С другой стороны.
DSC_0646
.
Процессию возглавляют апп. Петр и Павел. А облака почему-то над ними не разноцветные... Наверное еще не райские. Под ногами - маки, напоминающие о Страстях Христовых.
DSC_0647

А теперь в сад "Рай". Вход в капеллу святого Зенона, про которую П.Муратов писал: "Но с каким изумительным художественным тактом умели они применить золото в полумраке небольшой капеллы Сан Зено! Недаром современники называли эту капеллу "hortus paradisi". Вместе с равеннским мавзолеем она является самой высокой точкой, какой только достигало когда-либо искусство мозаики."
Рассмотрим подробнее: внешний ряд - Христос и апостолы; внутренний - Богоматерь, святые мужи (вероятно свв. Валентин и Зенон) и св.жены. Сверху в углах - Моисей и Илья; внизу папы - Пасхалий I и его преемник Евгений II (добавлены в XIX в.). Есть мнение, что в урне хранятся останки Феодоры, матери Пасхалия I, для упокоения которой и была построена и изукрашена эта капелла.
DSC_0557

Христос, апп. Павел и Петр. А вот интересно, в какой момент они поменялись местами, - ведь в традиционной иконографии Петр стоит по правую руку от Христа, а здесь  - по левую. В конхе апсиды так же, как здесь, а внутри капеллы - наоборот (см. ниже). Буду рада, если поможете понять в каком веке окончательно выработался такой тип иконографии расположения апостолов. Мне интересна любая информация по этой теме, можете "кидаться ссылками", приму их с благодарностью  ;)
DSC_0623

Моисей
DSC_0620

Илья
DSC_0621

Заходим (предварительно рекомендую кинуть монетку в ящик для света - вообще, рекомендую идти в базилику с тугим кошельком монетками в кармане). Закинули голову вверх и...вот тут опять мои слова бессильны. В маленькой капелле, сплошь сияющей и блистающей разноцветьем, этот относительно строгий потолок с приглушенным красным, глубоким синим, ярким белым и чистым разлитым золотом дает совершенно мистическое ощущение вертикального взлета... в небо..(в рай?). Фотография, к сожалению, не передает сияние, дает лишь самое общее представление.
DSC_0581

Коллажиком побаловалась. Можно рассмотреть, что у всех ангелов разные лица.
MyCollages

Мозаичные ангелы стоят на настоящих колоннах, которые не несут никакой нагрузки, а только поддерживают ангелов. Не сразу и поймешь, где кончается плоскость и начинается 3D.
DSC_0654

DSC_0660

Апп. Петр (с ключами) и Павел со свитком (Петр слева от нас, а не как на входа справа). Между ними - "Престол уготованный" - символ ожидаемого Второго Пришествия Христа.
DSC_0649

DSC_0570

Святые Агнесса, и сестры - Пуденциана и Пракседа
DSC_0560

На правой от входа стене изображены апостолы Иоанн, Андрей и Иаков (слева направо)
DSC_0574

Слева Богоматерь, справа - Иоанн Креститель. Приглядевшись понимаешь, что  стоят они в позах "молитвенного заступничества", а значит перед нами деисис (прошение). А где же тот, к кому обращены молитвы, где Христос? Это свет, льющийся из окна, свет вечный, свет невечерний.
DSC_0578

DSC_0584

DSC_0585

"Ниша под аркой содержит две мозаики. На верхней изображён Христос в виде Агнца, стоящий на вершине холма, с которого стекают четыре реки... Из ручьёв утоляют жажду олени и лани...: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). На нижней мозаике ниши изображены Богородица в окружении святых Пуденцианы и Пракседы, а слева от этой группы находится портрет Феодоры, матери Пасхалия I, для погребения которой и предназначалась капелла. На момент работы над мозаикой Феодора была ещё жива, на что указывает квадратный голубой, а не круглый золотой, нимб над её головой. " (википедия)
DSC_0562

Сошествие во Ад. Христос с Ангелом выводят из ада Адама и златокудрую Еву. Считается, что слева побежденная Смерть, что-то мне не нравится ее бодрый и веселый вид.
DSC_0564

Христос со свв. Валентином и Зеноном
DSC_0586

DSC_0655

DSC_0572

Главная святыня базилики - Столб Бичевания. Считается, что именно к этому столбу из дома Понтия Пилада, был привязан Христос.
DSC_0588

Мозаика XIII в. (поздняя :)), сравнительно с остальными, которые - IX в). Богородица с Младенцем и предстоящими Пракседой и Пуденцианой.
DSC_0596

В капелле напротив - современные мозаики: Джулио Барджеллини XX век. Детали мозаики "Вознесение Богородицы с предстоящими монахами и монахинями — валломброзианами". Можно сравнить, да-с.
IMG_20180106_174956

IMG_20180106_175007

Про эту икону по-прежнему не могу найти информацию, кажется XIII в.
DSC_0676

Презепе-вертеп, деталь.
IMG_20180106_173622

IMG_20180106_173633

А вот полы в базилике это "обманка". Искусная имитация стиля косматеско в 1918 г.. Что ж, аплодирую..Сделано отлично.
collage
Уф, третий день завершила.

Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
Tags: Италия, Картинки, Рим, интересное, картинки, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →