mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Category:

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 2.

Про Сан-Клементе Катя написала так подробно, что к сказанному я могу добавить лишь несколько слов о своих впечатлениях. В первую очередь, конечно, от верхней (самой поздней) базилики

Может быть, самое главное – это ощущение особой праздничности храма, прежде всего от нарядности мозаик в его апсиде и алтаре. Подкупольное пространство сделано как будто в порыве вдохновенния – необыкниовенно буйство красок и неистощима фантазия художника в подборе цветов, листьев, зверей, а еще фигурок монахов, кормящих птичек или читающих книги – и все это единственно для того, чтобы показать насколько прекрасен Господний мир.




В центре всего находится, естественно, Христос, по бокам которого стоит Богородица и Иоанн Богослов. Но ни одна из фигур на этой мозаике не является доминирующей, а все вместе они заключены в рамку ветвей, исходящих из куста аканфа у подножия креста и образующего фигуру сердца. По всему Животворящему Кресту размещены голуби, как символы душ праведников (иногда считают – апостолов, их – двенадцать). Вокруг Христа на синем фоне апсиды и арки круговерть почти карнавальных снежинок. Казалось бы, сам сюжет распятия Спасителя и его смерти на кресте предполагает печаль и скорбь, но в этой фреске ничего подобного нет. Напротив, все пронизано радостным предчуствием Воскресения и вечной жизни! Воистинну - «смертию смерть поправ!».


В той же базилике мы успели еще посмотреть в капелле св. Екатерины фрески Мазолино, выполненные в начале XV века.  Правда, капелла был закрыта на решетку, но даже несмотря на такое препятствиое можно было представить себе, насколько все это интересно. Потом я проверил свои впечатления по источникам, что приведены в Гугле. Пожалуй, более всего мне было интересно увидеть, насколько далеко в эту пору ушла живопись от канонов иконописи. В сценах из жизни св. Екатерины изображены живые люди, будь это философы, сам император, жертвы или палачи. Каждый из них индивидуален, и все в целом показано как их реальные действия. Удивительно выглядит сама героиня – весь ее образ исполнен спокойного достоинства, благородства и нескокрушимости.


И еще одна мелкая, но может быть красноречивая деталь. С первого же «кадра» Екатерина одета в длинное черное, пожалуй даже монашеское, платье, как и подобает послушнице, отказавшейся от всех земных благ. Но в «сцене» ее казни – на ней нарядное синезеленое платье. Означает ли это, что она нарядилась как Христова невеста, для которой смерть – желанна, как путь, ведущиой к своему Жениху? Не знаю, судить не могу...

Может, мое сравнение кому-то покажется уж слишком искусственным, но что-то в облике св. Екатерины, стоящей перед судьями или палачом, напомнило мне Марию Ермолову в Серовском портрете, который я очень люблю. В этом портрете нет никакой патетики. Он выполнен с великолепной сдержанностью, и на нем, великая актриса запечатлена как живое олицетворение всего того, что было представлено ею в ролях классических женщин-героинь, таких как Лауренсия в «Овечьем источнике» Лопе де Веги или Жанна д'Арк в «Орлеанской деве» Шиллера.
Фото из интернета.


Когда я поделился такой, несколько неожиданной ассоциацией с Катей, она немедленно напомнила мне про стих О. Мандельштама, котоырй хотя и обращен к Анне Ахматовой, но почти зримо воссоздает классический образ женщины, прекрасной и величественной.
Вполоборота, о печаль,
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
Зловещий голос - горький хмель --
Души расковывает недра:
Так - негодующая Федра --
Стояла некогда Рашель.

На память о базилике Сан-Клементе и о Мазолино, однoго из замечательных живописцев Возрождения, у меня осталась отлично сделанная открытка, изображающая Деву Марию на фреске «Благовещение». Пожалуй, в этом – так и хочется сказать, портрете, не очень много передано от благоговения перед Святым образом. Но полна очарования изображенная художником юная женщина и так трогательно видеть в ее лице смешанные чувства упования на счастье и тревожного беспокойства. Должен признаться – меня радует эта картинка, как привет из далекой юности!

Фото из интернета


Позднее, в Москве, когда я, как одержимый, бросился читать про Италию и нашел в Гуггле десятка два очень неплохих статей про все, что связано с Сан-Клементе, я понял, насколько мало мы там успели увидеть. Но главное уже было сделано – не без Катиной помощи была заброшена «приманка», я ее с аппетитом «заглотал» и теперь уж мне никуда не деться от соблазна снова и снова постараться очутиться в Риме и вообще в Италии.

Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.
Tags: Италия, Картинки, Рим, живопись, интересное, папа в Италии, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments