" Стоп! Уже началась путаница. Ты привыкай дружок – путаницы здесь будет предостаточно" (из Алисы). потому что, по всей видимости, в I веке в Риме жили два человека по имени Clemens. Первый - Тит Флавий Клемент, был консулом и родственником императорской династии Флавиев, что не избавило его от мученической смерти "за Христа". На месте базилики был его дом "у Клемента", где собирались тайные христиане.
Очередная "неприметная" римская церковь (вход сбоку, на фото слева). Но это и есть та самая "машина времени".

Базилика сильно "вросла в землю", что неудивительно
И так продолжалось до 1847 г., когда приор базилики Джозеф Маллули и археолог де Росси под нынешней базиликой
А теперь....тадам... - всё это входит в комплекс археологической зоны Сан-Клементе, повсюду можно пройти (ну почти) и всё это осмотреть, одна беда - они категорически запрещают фотографировать (даже без вспышки) и за этим следят... Так что фотографий будет мало... меня поймали ;(
Часть фотографий (они подписаны) пришлось брать с официального сайта базилики
Общий вид верхней базилики.
Фрески в нижней базилике сохранились "не очень" (вы помните про пожар и забвение более чем на 500 лет), к тому же, фотографировать приходилось из-под полы. Всех, кому хочется осмотреть их поподробнее и почитать про сюжеты отправляю в википедию и в посты уважаемого sibeastera. Покажу, для примера, как у меня получилась фреска "Житие Алексия, человека божия" (про него мы поговорим чуть позже, на Авентине).

Фотографии фресок с изображением чуда святого Климента (который римский папа) и перепитий связанных с перенесением свв Кириллом и Мефодием мощей из Крыма в Риму у меня не получились вовсе.. :(, кому интересно - сходите по ссылкам.
"Сошествие во ад" (IX в). Христос попирает ногой дьявола и выводит из ада Адама. В левой части фрески предположительно изображен святой Кирилл, похороненный в этой же базилике.

"Богородица с Младенцем" ... или...возможно, изначально императрица Т(Ф)еодора, к которой в IX веке дописали Младенца.

Остатки домов первохристиан I в (фото с сайта).
Алтарь Митры, видно характерное изображение заклания быка богом Митрой. И это в двух шагах от домов первохристиан.

На нижних уровнях уже яственно слышен шум воды. Еще один этаж вниз и можно увидеть что под всем комплексом течет река
А теперь поднимемся обратно в верхнюю базилику.
В алтаре золотом и разноцветьем горит дивная мозаика, напоминаю, что предположительно она или перенесена из нижней базилики или "выполнена по мотивам" мозаики VI в. Триумфальную арку я не успела отдельно сфотографировать, но все же приведу здесь ее описание из википедии: "в центре помещено изображение Христа Пантократора, одной рукой держащего Евангелие, а другой благословляющего верных. Окружают Его четыре символические существа из Откровения (Отк. 4:6-8), традиционно изображающие четырёх Евангелистов: телец (Матфей), лев (Марк), ангел (Лука) и орёл (Иоанн Богослов). С одной стороны от Христа и существ представлены Исайя, призывающий благословить «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6:1), апостол Павел и великомученик Лаврентий, который «научился от Павла принять Крест» (цитируются надписи на свитках, которые держат в руках святые). С другой стороны, изображён Иеремия, утверждающий: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар. 3:36), Климент и апостол Пётр, призывающий Климента «воззреть на Христа, которого я (то есть Пётр) проповедал тебе»".
Добавлю от себя, присмотритесь, Христос изображен здесь в окружении снежинок - интересно, а ведь это не такой уж редкий образ в Риме (хотя даже в январе здесь снега нет).. может быть он связан с чудом происшедшим в 352 г., когда папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить церковь на том месте, где завтра выпадет снег. Снег действительно выпал (а было это 5 августа - история сохранила дату) и на том месте была построена одна из четырех главных базилик Рима - базилика Санта Мария Маджоре.

Спиралями закручивается виноградная лоза ("Я истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" Ин. 15:1). А посреди крест на котором сидят белоснежные голубки, как символы чистых душ... У подножия креста -Богоматерь и Иоанн Богослов. Над крестом - рука Бога-Отца в окружении разноцветных облаков, а на арке - монограмма Христа (хризма). А теперь посмотрим что же (и кто же) прячется в виноградных завитках...

Благочестивые монахи кормят птиц и читают (Амвросий Медиоланский?) .. а неблагочестивые (? :)) путти катаются на дельфинах и играют на свирели... Красуются павлины, стоят клетки с певчими птичками...

Что за дивные истории... Быть может они вдохновлены текстами святых отцов, например "Словом 44
"Ныне источники струятся прозрачные, ныне реки текут обильнее, разрешившись от зимних уз; луг благоухает, растение цветет, трава посекается, и агнцы скачут на злачных полях. Уже корабль выводится из пристани с восклицаниями, притом большею частью благоугодными, и окрыляется парусом; дельфин, с возможным удовольствием переводя дыхание и поднимаясь наверх, играет около корабля и неутомимо сопровождает пловцов. Уже земледелец водружает в землю плуг, возводя взор горе и призывая на помощь Подателя плодов; уже ведет он под ярмо вола — оратая, нарезывает пышную борозду, и веселится надеждами. Уже пасущие овец и волов настраивают свирели, наигрывают пастушескую песнь, и встречают весну под деревьями и на утесах; уже садовник ухаживает за деревьями; птицелов заготовляет клетки, осматривает лучки, замечает полет птиц; рыболов всматривается в глубины, очищает сетки, и сидит на камнях."

" ...Уже птица вьет себе гнездо; одна прилетает в него временно, другая живет в нем постоянно, а иная летает вокруг, оглашает лес и как бы разговаривает с человеком. Все воспевает Бога и славит Его бессловесными гласами. И чрез меня за все приносится благодарение Богу. Таким образом хвалебная их песнь делается моею, от них и я беру повод к песнословию. "


К сожалению я была поймана с поличным и не смогла отснять всю мозаику (да и это снимала таясь). Ах, какая дивная птичница с нимбом. А рядом в клетке сидит зеленый попугай; кстати, к своему величайшему удивлению мы встретили в Риме стаи зеленых попугаев, но об этом позже.

А попробую-ка я расшифровать символ..Мы видим, что петух гонится за улиткой, пусть будет так: улитка - символ лени, неги (ссылка), а петух это конечно, бодрствующая церковь. Таким образом прочитывается призыв: Прочь с дивана и "Бди!"(К.Прутков)
Что там дальше за пожарный щит это уж я не знаю ;)

Под Крестом в зарослях аканфа ;) пасется олененок (возможно символизируя тех кто недавно принял Крещение), Что, интересно, там за непонятная загогулина вокруг него, не змей ли попираемый (если так, то кажется он чувствует себя весьма вольготно)
Уже знакомые нам четыре райские реки из которых пьют лани "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41:2). "Оленей изображено два, что указывает на то, что ко Христу обратились как бывшие язычники, так и иудеи." (вики)


Ниже уж знакомая процессия - поклонение Агнцу


Иерусалим у дверей которого стоит петух (не отстал ли он от святого Петра - в раннехристианской иконографии святой Петр изображался не с ключами, а с петухом)

Вот тут меня и поймали

Фотографии фресок Мазолино в капелле св. Екатерины (1425-1431 г.) возьму из прошлого поста. Как и все предыдущие разы капелла была закрыта на замок (интересно, а ее вообще когда-ниудь открывают?). Пришлось смотреть сквозь решетку.
Святая Екатерина Александрийская выигрывает ученый диспут с философами в присутствии императора Максимина (который в нее влюблен)..

С целью устрашения св. Екатерины были устроены колеса с "железными остриями". Сошедший с неба ангел разрушил колеса.

Деяния св. Екатерины произвели большое впечатление на супругу императора Фаустину (в русском варианте Августу). Она пыталась заступиться за святую, но была казнена. Нижняя фреска изображает ее мученическую кончину.

Император предложил св. Екатерине выйти за него замуж и принести жертву языческим богам, но она предпочла остаться "христовой невестой". На фреске палач отрубает голову уже самой св. Екатерине.

На другой стене "Благовещение".

Тем временем мой любимый внутренний дворик уже успел закрыться на сиесту, поэтому мы купили магнитики с мозаикой (хоть что-то, раз они не дали сфотографировать), открытки (кстати сувенирный магазинчик там рекомендую - он неплох) и пошли обедать, сиеста так сиеста. :)
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.