Мимо Колизея, бегом за папой, фотографируя на ходу.
Утренний свеженький Колизейчик
Мы направились в распадок между холмами Латеран и Целий, заворачивая на последний. Прошли мимо уличного развала овощей.. нет, не прошли, потому что я остановилась пораженная красотой... капусты. У-мо-пом-ра-чи-тель-на-я, эстетически совершенная. Купить, положить на окно и любоваться... не есть же такое, в самом деле. Если кто-нибудь подскажет сорт, буду премного благодарна
Если представлять себе Рим, как средневековый город, застроенный домами-башнями,
Картинка из википедии - 1880 г.
Ныне монастырский комплекс зажат улицами, потерялся и не виден ниоткуда, поэтому туда доходят редкие неслучайные туристы, что кажется совершенно устраивает тамошних насельниц - монашек-августинок, живущих в строгом затворе.
На табличке рядом с входом написаны века постройки-перестройки: IV, V, VII, IX, XI, XII, XIII, XVI, XVII, XX вв.. В нынешнем виде базилика освящена в XII в. Я уже писала об этом месте подробно (вот здесь). Санти-Куаттро-Коронати в переводе - четыре увенчанных мученика. Есть три варианта, что за мученики имелись в виду (подробнее). Интересно, что папа Лев IV (847-855 гг.) поместил в Санти Куаттро-Коронати останки всех этих мучеников (числом 12+1) чтобы уж наверняка не ошибиться. Я остановлюсь на варианте, что это останки сирмийских (город, что в провинции Паннония) резчиков по камню. Звали их: Клавдий, Касторий, Симпрониан и Никострат (позже к ним присоединился еще Симплицит - он и есть +1). Были они тайными христианами во времена императора Диоклетиана (244-311).. ой , кхм... а ведь кажется капуста мне попалась на глаза не зря, помните историю, что Диоклетиан отказался от власти и удалился в свое поместье рядом со Сплитом. На предложение вернуться к власти, он по легенде отвечал: "Если бы вы видели какая у меня уродилась капуста, то вы бы перестали меня уговаривать". А умер Диоклетиан от отравления,
Пока я вас развлекала рассказами об императорах и капусте мы подошли к башне Льва IV, с воротами через которые и зайдем в комплекс.
Мы не останавливаясь прошли первый внутренний двор, зашли во второй (двойная линия обороны). Из второго было бы логично пойти прямо - в церковь, но нет... нам пока не туда. Нам направо ..в малоприметную дверь в стене. А теперь внимание
Почти общий вид
Фрески написаны безвестным мастером в XIII веке. Основной цикл посвящен Константинову дару, то есть легенде, рассказывающей о том, как папа Сильвестр I получил от императора Константина Великого в вечное владение всю западную часть империи. В XV веке было доказано, что это фальшивка и ничего подобного не было, но в XIII веке это было очень актуально, как аргумент в борьбе папы Иннокентия IV с римским императором Фридрихом II Гогенштауфеном. "К этому моменту Фридриха уже несколько раз отлучили от Церкви (последний раз - торжественно на Лионском соборе 1245 года; все участники собора одновременно бросили на пол и затушили зажженные свечи - очень эффектное действо), но непонятливый император по-прежнему не желал покориться папе. Так что фрески Сан-Сильвестро - это агитка на мокрой штукатурке, убеждающая колеблющихся в правоте папы." (ссылка). От себя же добавлю, что день памяти папы Сильвестра I в европейских странах приходится на 31 декабря и празднование Нового года часто называется просто Сильвестром. При этом вспоминают геройскую победу папы над Левиафаном, но в этом цикле она не иллюстрируется. Уточню, что в житии присутствует не романтический Левиафан, а прозаический змей.
Начнем по порядку: император Константин заболел проказой и получил от жрецов указание, что для излечения он должен принять ванну из крови младенцев. Все, включая Константина, пришли в ужас. (Вам не кажется, что сцена немного напоминает избиение младенцев, а точнее момент прямо перед самим действом?)
Расстроенный Константин ложится спать, но во сне ему являются два благородных мужа, которые советуют обратиться за помощью к Сильвестру. У юноши в руках опахало, так?
Посланники скачут к папе. Жест первого всадника по античному толкованию обозначает "жест более настоятельный, чем предшествующий, в начале речей и при повествованиях не идущий" (Квинтилиан), т.е. следует понимать, что посланник собирается много и красноречиво говорить. ;). И опять сцена похожа на евангельскую, будто волхвы, разве нет?
Сильвестр принимает посланников на горе Соракте. Сходство с волхвами становится поразительным... Появляется еще и звезда или что-то похожее на нее.
Сильвестр прибывает к Константину и показывает ему образы апостолов Петра и Павла. Константин узнает в них мужей из своего сновидения.
Константин уверовал в Христа и Сильвестр его крестит
Исцеленный Константин вручает папе знаки светской власти: белого коня, тиару-фригий (золотой венец), священный зонтик (знак могущества, возможно хранился в Латеранском дворце). Таким зонтиком могли пользоваться: император, папа и....с некоторых пор венецианский дож
Черным по белому.. ой, нет... красками по штукатурке вам сказано, кто здесь главный, а кто "так себе".
Папа Сильвестр едет в тиаре, под зонтиком на белом коне, а Константин на этот раз уже в венце ведет этого коня под узцы. Въезжают в Рим. Придворный несет огромный меч Константина. Может быть, это тот меч, в который по одной из легенд Константин вковал гвоздь с Креста Господня. Другой он вковал в свой шлем (корону?), еще один в узду лошади. Я думаю, что не случайно мы видим здесь все эти предметы. А меч несут не за рукоятку, а за острие, и он становится похожим на крест.
На следующей фреске изображен диспут папы Сильвестра и раввина Замврия. Подробно почитать можно в житии. Когда бОльшая часть доводов была исчерпана, Замврий попросил привести ему большого и свирепого быка. "Хочу доказать силу нашего Бога, ибо если я пошепчу быку на ухо, то он тот час издохнет". Все было исполнено и бык "испустив сильный рев затрясся и пал мертвым". Сильвестр же помолился Христу и по его молитве бык ожил и стал кроток, оставив прежнюю свирепость. Увидев такое чудо, все присутствующие, включая мать Константина - Елену (мы можем увидеть ее на фреске с короной) - обратились в христианство.
Воздвижение Креста Господня. Как вы помните, Елена (слева ) и иерусалимский епископ Макарий (справа) обнаружили на Голгофе три креста. "Явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо" (ссылка). Полагаю, что воскресший и сидит на горке.
Над дверью изображено Второе пришествие. Христос сидит на троне, по правую руку - Богоматерь (между ними орудия страстей: гвозди, губка, копье). По левую руку Христа Иоанн Креститель держит терновый венок. Мне кажется, ап. Павел изображен здесь по правую руку, а ап. Петр - по левую ( обычно ведь наоборот). Один ангел трубит, а второй деловито сворачивает небо как свиток ("и небеса свернутся, как свиток книжный" - Ис.34:4).. вместе с солнцем, луной и звездами.
В медальонах немного грустные пророки
Насытившись, мы пошли в церковь и в клуатр. По дороге сфотографировала вам вот такую прелесть с павлинами.
Клуатр показался нам малоинтересным
Оттуда мы поспешили уйти...хотелось успеть еще в церковь Сан Клементе.
Поставлю здесь фото с другого ракурса, сделанное нами в прошлый приезд, чтобы вы еще раз могли представить себе твердыню Санти Куаттро Коронати.
Напоследок расскажу вам, что монастырь прячет в себе еще сокровище - готический зал с фресками XIII века. который открыт всего два раза в месяц (sic!). Попасть туда можно только (sic!) по предварительному интернет бронированию в составе группы. Добыла вам расписание, может кому повезет.
И два видео, чтобы хоть посмотреть, что там у них есть.
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →