mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.

На следующий день мы вышли на маршрут (так!) рано, потому что запланированные достопримечательности комплекса Санти-Куаттро-Коронати работают по строгому и весьма своеобразному расписаниию.
Мимо Колизея, бегом за папой, фотографируя на ходу.


Утренний свеженький Колизейчик


Мы направились в распадок между холмами Латеран и Целий, заворачивая на последний. Прошли мимо уличного развала овощей.. нет, не прошли, потому что я остановилась пораженная красотой... капусты. У-мо-пом-ра-чи-тель-на-я, эстетически совершенная. Купить, положить на окно и любоваться... не есть же такое, в самом деле. Если кто-нибудь подскажет сорт, буду премного благодарна куплю буду холить и нежить. Какой-то у нее удивительный рельеф, прямо-таки архитектура.


Если представлять себе Рим, как средневековый город, застроенный домами-башнями, а не барочными творениями Бернини-Борромини    то вы не удивитесь, обнаружив в центре неприступную средневековую крепость с мощными стенами, высокими башнями и окнами-бойницами. Стоит она в стратегическом месте, охраняя дорогу от кафедрального собора Рима (напоминаю, что это Сан Джованни ин Латерано) к ватиканскому Сан Пьетро.
Картинка из википедии - 1880 г.


Ныне монастырский комплекс зажат улицами, потерялся и не виден ниоткуда, поэтому туда доходят редкие неслучайные туристы, что кажется совершенно устраивает тамошних насельниц - монашек-августинок, живущих в строгом затворе.




На табличке рядом с входом написаны века постройки-перестройки: IV, V, VII, IX, XI, XII, XIII, XVI, XVII, XX вв.. В нынешнем виде базилика освящена в XII в. Я уже писала об этом месте  подробно (вот здесь). Санти-Куаттро-Коронати в переводе - четыре увенчанных мученика. Есть три варианта, что за мученики имелись в виду (подробнее). Интересно, что  папа Лев IV (847-855 гг.) поместил в Санти Куаттро-Коронати останки всех этих мучеников (числом 12+1) чтобы уж наверняка не ошибиться. Я остановлюсь на варианте, что это останки сирмийских (город, что в провинции Паннония) резчиков по камню. Звали их: Клавдий, Касторий, Симпрониан и Никострат (позже к ним присоединился еще Симплицит - он и есть +1). Были они тайными христианами во времена императора Диоклетиана (244-311).. ой , кхм... а ведь кажется капуста мне попалась на глаза не зря, помните историю, что Диоклетиан отказался от власти и удалился в свое поместье рядом со Сплитом. На предложение вернуться к власти, он по легенде отвечал: "Если бы вы видели какая у меня уродилась капуста, то вы бы перестали меня уговаривать". А умер Диоклетиан от отравления, ой не капустой ли ; или от "голода и кручины" да уж на одной капусте недолго и загрустить.  Вернемся к резчикам по камню. Император повелел им изваять статую бога Асклепия, они отказались, потому что были христианами. Сначала их хотели забить палками до смерти, но "после заменили казнь на более гуманную" - их поместили в свинцовые ящики и утопили в р.Саве.
Пока я вас развлекала рассказами об императорах и капусте мы подошли к башне Льва IV, с воротами через которые и зайдем в комплекс.


Мы не останавливаясь прошли первый внутренний двор, зашли во второй (двойная линия обороны). Из второго было бы логично пойти прямо - в церковь, но нет... нам пока не туда. Нам направо ..в малоприметную дверь в стене. А теперь внимание следите за руками. За дверью находится небольшое помещение, справа вход в капеллу Сан Сильвестро (есть табличка), можно подергать ручку, там заперто, всегда. Потому что следует идти в левый дальний угол, где на стене висит электрический звоночек. Прочь робость, звоним монашкам августинкам. И точно, слева открывается зарешеченное окошечко, в котором я вижу монашку с вопросительным выражением на лице. Пароль: Сан Сильвестро. Отзыв: Донэйшн. Сработало и в этот раз. Далее вам следует отдать ей по евру за человека и тогда... волшебство.. она нажмет у себя кнопочку и вы сможете открыть дверь напротив (монашка немедленно после этого исчезает, всем посетителям придется повторить этот путь). Признаюсь, что все это я проделала не без некоторой рисовки ;). Так мы с папой оказались вдвоем в капелле, где можно было фотографировать и рассматривать фрески сколько нам вздумается.
Почти общий вид


Фрески написаны безвестным мастером в XIII веке. Основной цикл посвящен Константинову дару, то есть легенде, рассказывающей о том, как папа Сильвестр I получил от императора Константина Великого в вечное владение всю западную часть империи. В XV веке было доказано, что это фальшивка и ничего подобного не было, но в XIII веке это было очень актуально, как аргумент в борьбе папы Иннокентия IV с римским императором Фридрихом II Гогенштауфеном. "К этому моменту Фридриха уже несколько раз отлучили от Церкви (последний раз - торжественно на Лионском соборе 1245 года; все участники собора одновременно бросили на пол и затушили зажженные свечи - очень эффектное действо), но непонятливый император по-прежнему не желал покориться папе. Так что фрески Сан-Сильвестро - это агитка на мокрой штукатурке, убеждающая колеблющихся в правоте папы." (ссылка). От себя же добавлю, что день памяти папы Сильвестра I в европейских странах приходится на 31 декабря и празднование Нового года часто называется просто Сильвестром. При этом вспоминают геройскую победу папы над Левиафаном, но в этом цикле она не иллюстрируется.  Уточню, что в  житии присутствует не романтический Левиафан, а прозаический змей.
Начнем по порядку: император Константин заболел проказой и получил от жрецов указание, что для излечения он должен принять ванну из крови младенцев. Все, включая Константина, пришли в ужас. (Вам не кажется, что сцена немного напоминает избиение младенцев, а точнее момент прямо перед самим действом?)




Расстроенный Константин ложится спать, но во сне ему являются два благородных мужа, которые советуют обратиться за помощью к Сильвестру. У юноши в руках опахало, так?


Посланники скачут к папе. Жест первого всадника по античному толкованию обозначает "жест более настоятельный, чем предшествующий, в начале речей и при повествованиях не идущий" (Квинтилиан), т.е. следует понимать, что посланник собирается много и красноречиво говорить. ;). И опять сцена похожа на евангельскую, будто волхвы, разве нет?


Сильвестр принимает посланников на горе Соракте. Сходство с волхвами становится поразительным... Появляется еще и звезда или что-то похожее на нее.


Сильвестр прибывает к Константину и показывает ему образы апостолов Петра и Павла. Константин узнает в них мужей из своего сновидения.


Константин уверовал в Христа и Сильвестр его крестит


Исцеленный Константин вручает папе знаки светской власти: белого коня, тиару-фригий (золотой венец), священный зонтик (знак могущества, возможно хранился в Латеранском дворце). Таким зонтиком могли пользоваться: император, папа и....с некоторых пор венецианский дож эти ну всюду пролезут. Очень интересная статья про зонтик.
Черным по белому.. ой, нет... красками по штукатурке вам сказано, кто здесь главный, а кто "так себе".




Папа Сильвестр едет в тиаре, под зонтиком на белом коне, а Константин на этот раз уже в венце ведет этого коня под узцы. Въезжают в Рим. Придворный несет огромный меч Константина. Может быть, это тот меч, в который по одной из легенд Константин вковал гвоздь с Креста Господня. Другой он вковал в свой шлем (корону?), еще один в узду лошади. Я думаю, что не случайно мы видим здесь все эти предметы. А меч несут не за рукоятку, а за острие, и он становится похожим на крест.


На следующей фреске изображен диспут папы Сильвестра и раввина Замврия. Подробно почитать можно в житии. Когда бОльшая часть доводов была исчерпана, Замврий попросил привести ему большого и свирепого быка. "Хочу доказать силу нашего Бога, ибо если я пошепчу быку на ухо, то он тот час издохнет". Все было исполнено и бык "испустив сильный рев затрясся и пал мертвым". Сильвестр же помолился Христу и по его молитве бык ожил и стал кроток, оставив прежнюю свирепость. Увидев такое чудо, все присутствующие, включая мать Константина - Елену (мы можем увидеть ее на фреске с короной) - обратились в христианство.


Воздвижение Креста Господня. Как вы помните, Елена (слева ) и иерусалимский епископ Макарий (справа) обнаружили на Голгофе три креста. "Явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо" (ссылка). Полагаю, что воскресший и сидит на горке.


Над дверью изображено Второе пришествие. Христос сидит на троне, по правую руку - Богоматерь (между ними орудия страстей: гвозди, губка, копье). По левую руку Христа Иоанн Креститель держит терновый венок. Мне кажется, ап. Павел изображен здесь по правую руку, а ап. Петр - по левую ( обычно ведь наоборот). Один ангел трубит, а второй деловито сворачивает небо как свиток ("и небеса свернутся, как свиток книжный" - Ис.34:4).. вместе с солнцем, луной и звездами.


В медальонах немного грустные пророки


Насытившись, мы пошли в церковь и в клуатр. По дороге сфотографировала вам вот такую прелесть с павлинами.


Клуатр показался нам малоинтересным так что зря я переживала, что дважды в него не попала


Оттуда мы поспешили уйти...хотелось успеть еще в церковь Сан Клементе.
Поставлю здесь фото с другого ракурса, сделанное нами в прошлый приезд, чтобы вы еще раз могли представить себе твердыню Санти Куаттро Коронати.


Напоследок расскажу вам, что монастырь прячет в себе еще сокровище - готический зал с фресками XIII века. который открыт всего два раза в месяц (sic!). Попасть туда можно только (sic!) по предварительному интернет бронированию в составе группы. Добыла вам расписание, может кому повезет.
И два видео, чтобы хоть посмотреть, что там у них есть.



С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сицилия. Палермо. Ораторий Розарио ди Санта-Чита.

    Это заключительный пост про Палермо, и сейчас я хочу вам показать ораторий Санта-Чита. Будем любоваться стукковыми (вылепленными из искусственного…

  • Сицилия. Палермо.

    В этом посте я покажу вам уличный (за редким исключением) Палермо снятый за три неполных дня нашего путешествия,: 30 сентября (день приезда), 1 и 7…

  • Анонс! Анонс! Вышла новая папина книжка!

    Ура. Свершилось. Вышла новая папина книжка. «После выставки Серова. Портреты, судьбы, история.» Толчком к её написанию послужила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →