На стенах фрески разного времени, разной степени сохранности, лишь некоторые из них атрибутированы и то весьма приблизительно и осторожно. Часть из них были открыты сравнительно недавно. Благовещение
Фреска XIV в. как будто образует общую композицию с римским саркофагом III в.
Рассмотрим их по отдельности. Мадонна со свв. Франциском и Екатериной. Младенец почему-то смотрит очень недоброжелательно, даже подозрительно.
Саркофаг - самый настоящий языческий саркофаг.
Амур и Психея милуются
Еще одна фреска. По бокам ап. Варфоломей и св. Екатерина
Распятие XIV в
Сцены из жизни Юлиана Странноприимца, XV в. На этой фреске Юлиан убивает своих родителей, приняв их за собственную жену с полюбовником. Всю последующую жизнь он пытался это искупить и с большим трудом искупил, ...ревность = зло.
Купель Giroldo di Jacopo da Como, 1267 г.
Сцены из жизни св. Цербония и его спутника св. Регула. И конечно Крещение
Св. Цербоний, которого легко узнать по сопровождающим его гусям. Св. Регул, Богоматерь и Иоанн Креститель перед Спасителем.
Распятие XIV Сенья ди Бонавентура, племянник и ученик Дуччо ди Буонинсенья (его работа тоже есть в соборе)
Вид на алтарь.
Обернемся. Витраж в окне-розе мы пропустили, не повторяйте нашу ошибку
Алтарь, Фламинио дель Турко, 1626 г.
Гуси повсюду.
В алтаре стоит саркофаг с останками св. Цербония; автор Goro di Gregorio 1342 г.
Сцены из жизни святого; желающие могут поотгадывать сюжеты.
Предположу что это св. Цербоний, а у ног его свирепые медведи.
Дойка оленей по пути к папе?
Исцеление троих мужчин. Очень у них там оказывается местность скалистая. А кто это в утесах
Приезд и встреча с папой
Месса вместе с папой?
Одно из самых известных произведений, находящихся в Дуомо - это Мадонна Дуччо ди Буонинсенья, 1316 г. В соборе туристов было совсем мало, редко кто скучая заходил в капеллу... скользил ленивым взглядом, ни на чем его не фокусировал и уходил в поисках объекта достойного внимания :)...
Ну а мы с вами все же попробуем посмотреть чуточку повнимательнее.
Хочется здесь привести цитату из Б.Виппера (Итальянский ренессанс XIII–XVI века Т.1). Слова эти, сказанные по поводу другой работы Дуччо, прекрасно подходят и к этой.
"Обратите, например, внимание на позу мадонны... — в этой позе есть та лирическая мечтательность, та мягкая человечность, которая отличает сьенских живописцев треченто от флорентийской рассудочности. И точно так же обличают Дуччо орнаментальные извивы каймы плаща... есть и еще один любопытный мотив, представляющий собой оригинальное изобретение Дуччо: младенец держится ручкой за плащ Богоматери... Этот интимный жанровый мотив также получил распространение только в сьенской школе."
А на плече Мадонны звезда. Stella Maris. Опять вспомнила этот латинский средневековый гимн; запощу-ка я его еще раз, а то вдруг все забыли, как он прекрасен (пер. С.Аверинцева).
Аминь.
Какая линия складок, а носок выставлен почти кокетливо.
Еще фрески на стенах
На стенде Дуомо об этой фреске умолчали вовсе. Искала в интернете, с трудом нашла информацию, что возможно это Biagio di Goro Ghezzi, Поклонение волхвов
И правда, напоминает фрески Амброджо Лоренцетти
И мааааленькая обезьянка
Про эту фреску совсем ничего не знаю. Отчего сей достойный муж тычет в тётеньку палочкой не могу вам сказать. Надеюсь там все хорошо.
Капители
Могильная плита
Распятие Джованни Пизано (?), XIV
Фреска с со св. Цербонием (опознан по гусям) XV в.
А вот это неопознанные
Деталь напольной мозаики.
Продолжение будет.
Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Анонс
Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Santi Ippolito e Cassiano и San Piero a Grado
Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Суверето и пляж.
Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Масса-Мариттима, часть 1.