mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Санта -Мария-Новелла, часть1

Моя подруга Л. скоро летит во Флоренцию, а пишу я сейчас медленно, поэтому рассказ о доминиканской базилике Санта-Мария-Новелла я начну прямо с Испанской капеллы, а в церковь и другие капеллы мы зайдем чуть позже. Подробно о ней написал глубокоуважаемый sibeaster. Я буду черпать информацию из его поста и еще из одной статьей в википедии. Очень рекомендую посмотреть прекрасный пост  многоуважаемого petrark - там можно увидеть общие планы, которых нет у меня, рассмотреть их и получить более цельное впечатление от капеллы.

В комплекс Санта-Мария-Новелла входит не только сама базилика, но еще и дворики с капеллами (всё это по одному билету). Остальное я покажу в следующем посте, а пока устремимся в расписанную с пола до потолка Испанскую капеллу.  Люди, кони, собаки (мы в доминиканском монастыре) и аллегории, коим несть числа ибо, зачастую, невозможно отличить где аллегория, а где историческое лицо.. и что же это за лицо :))). Много загадок.
Иллюстрация к богословскому трактату (и не к одному) только для посвященных. Вероятно, для точного и глубокого понимания этих фресок, нам надо было прихватить с собой несколько толстенных фолиантов на итальянском и там заночевать изучая :)). Но мы предупредительно беспечно их с собой не взяли ;), так что предлагаю вам довольствоваться разглядыванием фресок, в сопровождении моих комментариев, не очень углубляясь. :)
Про капеллу отдельной статьи в русской википедии нет, ссылку я дала на очень подробную статью о художнике - Андреа Бонайути (чаще его называют Андреа Флорентийский (итал. Andrea da Firenze)), который расписал ее в 1366-1367 гг
Почему "Испанская"?, - это название появилось в 1566 году после женитьбы Козимо I на Элеоноре Толедской; для вновьобразовавшейся испанской общины и было выделено это помещение. Так что, как видите, название с  фресками совершенно никак не связаны.
Начнем с северной стены, где Андреа изобразил три сюжета Страстей.
Общий вид.


Начинаем с левого нижнего угла.


Андреа безусловно испытывал влияние сиенских мастеров - Симоне Мартини, братьев Лоренцетти. Но столько бород у них на фресках мне кажется, не было... Видимо это для придания "восточного" колорита.


На городской стене идет обычная жизнь. Кто-то поливает цветочки, кто-то собирается целоваться, большинство просто глазеют. Где-то, неведомо где, мы вдруг видим отречение св. Петра.


Вижу надпись не понятно на чём SPQR (Сенат и народ Рима). Дети очень непосредственны.


Процессия вьется на Голгофу. Да-да всё на одной большой фреске. У лошадей такие добрые и умные лица. Кажется и здесь изначально был синий фон, а потом краска облетела и он стал красным.


Как мило беседуют красная и синяя лошадь






Делят одежду.


Спускаемся в нижний правый угол. Тут Христос выводит Адама и других праведников из Ада.


На восточной стене - очень сложная композиция под условным названием "Триумф церкви". Хорошо виден флорентийский Дуомо, в постройке которого Андреа принимал участие, а вот купола Брунеллески он не видел, он был сделан лишь через 70 лет. Это "визуализация" желаний :)))


Начнем с левого нижнего угла. Почему-то часть стенда где было указано, кто эти безусловно достойные люди я не сфотографировала :(, придется вам догадываться самим.


Возможно это св. Екатерина Сиенская.


Восседают на тронах: вероятно Карл IV,  король Франции Карл V Мудрый, король Кипра Петр I. ...
Ниже приведу информацию со стенда, кто есть кто, а остальные это безвестные граждане, да и эти определены очень и очень условно. ;).


Считается что это Чимабуэ, Джотто (в капюшоне), архитектор Lapo Tedesco, а рядом его сын - Арнольфо ди Камбио.


Верхний ряд стоит Петрарка, Данте (что-то совсем не похож).... Ниже анфас - Бокаччо.


Прекрасные дамы: Лаура, Фьяметта, Беатриче.


Точно можно сказать только про собак, стерегущих отару; они символизируют  "Псов Господних" "Domini canes" (доминиканцы).


Св. Петр Мученик проповедует (почему-то без обычного меча в голове), нехорошие личности с ним не соглашаются.  Далее Фома Аквинский с книгой. Под ногами у них собаки загрызают волков, хорошо понятный символ.


Думаете, что это прекрасные девушки просто водят хоровод? Не тут то было, это вам не Амброджо Лоренцетти  ;) - "Играющие на музыкальных инструментах и танцующие девушки, вероятно, воплощают семь смертных грехов" - оооо- (википедия). В итальянской вики, пишут, что это беспечные грешницы, предающиеся мирской жизни.


Их не семь, а восемь? Не важно, добавим еще один грех.


Девушками любуются незнакомцы. Интересно, почему он в таком двухцветном костюме?


Взглянем теперь на сидящие четыре фигуры. Это страшные люди. Итальянская википедия пишет, что это персонификации пороков. Второй слева (с птицей) - Гордость, с обезьяной - Похоть,  крайнему справа досталась - Корысть. С музицирующей дамой как-то возникли некоторые сомнения, возможно она олицетворяет Удовольствие.. Ужас, правда? Содрогнулась ...
В русской википедии не такое страшное описание.
"Джозеф Польцер (1995) усматривает в этих персонажах четыре возраста человеческой жизни, а Маргарете Дик (1997) считает их персонификацией внутренних греховных помыслов, по мнению идеолога росписей Фра Джакопо Пассаванти, мешающих людям прийти на исповедь и покаяться — это Ложный стыд, Ложный страх, Чрезмерное упование на Милость божию и Отчаяние. " (википедия)
Слева монах-доминиканец отпускает эти грехи.


Вот про этих детей совершенно неясно возможно они символизируют очищение от грехов (вики)


Те, кто покается переходят к св. Домининику (почему-то в крупный план не попал), который показывает путь дальше - к вратам св. Петра. На самом верху на троне восседает Христос Вседержитель, окруженный ангелами (см. общий план). Уфф...


Продолжаем :)... Западная стена - Триумф Фомы Аквинского (на троне). Слева направо рядом: Иов, Давид, ап. Павел, евв. Марк, Матфей, Иоанн, Лука, Моисей, Исайя, Соломон. В воздухе парят Добродетели. А в ногах у Фомы сидят поверженные еретики: Несторий, Арий и Аверроэс.


Справедливость


Сила духа, крепость


Ниже - "на престолах здесь сидят персонифицированные священные науки и свободные искусства, а у их ног присели важнейшие представители этих самых наук и искуств...Слева направо: Гражданское право и император Юстиниан, Каноническое право и Климент V ..., Философия и Аристотель, Священное Писание и блаженный Иероним..., Богословие и Иоанн Дамаскин, Боговидение (Contemplazione) и Дионисий Ареопагит..., Проповедь и блаженный Августин, Арифметика и Пифагор, Геометрия и Евклид, Астрономия и Клавдий Птолемей, Музыка и Тувалкаин..., Диалетика и Петр Испанский..., Риторика и Цицерон, Грамматика и Присциан. " (ссылка, прошу простить цитату сократила).

Посмотрим некоторых крупнее.
Имп. Юстиниан


Бл.Иероним


Арифметика, судя по жесту собирается начать речь.


Музыка


Тувалкаин и музыка. Сын Ламеха из книги Бытия 4:22. Изобретатель всех орудий из меди и железа. Почему же музыка? "Творцом музыки, по словам Моисея, был Тувалкаин, происходивший из потомства Каина" - Гуго Сен-Викторский. В Библии изобрататель музыки - брат Тувалкаина - Иувал (..он был отец всех играющих на гуслях и свирели. - Бытие 4:21). Считается, что тут возникла путаница из-за сходства имен Иувал=Тувал (Тувалкаин). В средневековье легенда о Тувалкаине Музыканте переплетается еще с легендой о Пифагоре музыканте (информацию почерпнула здесь, там подробнее)
И бонусом;) легенда о Пифагоре и музыке; Ямвлих "О Пифагоровой жизни" (цитата взята из того же поста)
"Однажды он пребывал в напряженном размышлении над проблемой, можно ли придумать для слуха какой-нибудь вспомогательный инструмент, надежный и не вводящий в заблуждение, каким для глаза является циркуль, отвес и, разумеется, диоптры, а для осязания – весы и изобретение мер. По счастливой случайности проходя мимо кузницы, Пифагор услышал, как на наковальне ковали железо и одновременные удары молотов издавали очень гармоничные звуки, кроме одного сочетания. Он различил в них октаву и созвучия, построенные на квинте и кварте, а интервал между квартой и квинтой он видел как не образующий гармонии сам по себе, но заполняющий расстояние между ними. Радуясь, как будто он получил эту идею от богов, он вбежал в кузницу и методом проб выяснил, что звучание зависит от тяжести молота, а не от силы удара, формы молота или изменения положения железа, которое ковали "


Грамматик Присциан


Сцена из жизни св. Петра Мученика. Возможно (не записала) это чудо исцеления расслабленного (совершенное св. Петром после смерти).


Какие рукава.


"Пилигримы, ищущие исцеления у могилы св. Петра Мученика."




На потолке в парусах ап. Петр ловит рыбу


Хождение по водам (Мф. 14:25-33).
Navicella - как прекрасно звучит - Кораблик

За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Санта Сабина на Авентине.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Целий, по "топовым" местам к кошкам Юлия Цезаря ;).
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Как пройти в библиотеку? ;) Палаццо Каэтани-Маттео.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Заключительный по Риму.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо, часть I.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Витербо, часть II
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо. Львы стерегут город.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Мимо Больсены в Валь д'Орчу
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и источники сан Фелипе.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Замок Радикофани и пейзажи Валь д'Орчи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Монастырь Сант Анна ин Компрена (фрески Содомы)
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и Lucignano d'Asso.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале, путешествие в XIV век
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. По городу.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Базилика Сан-Франческо.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Долина реки Кьянти.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Закат и церковь Сан Миниато аль Монте.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Капелла Волхвов в Палаццо Медичи-Рикарди
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (кроме фресок в кельях)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (фрески в кельях)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Барджелло (часть 1)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Барджелло (часть 2)
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Санта Кроче
Tags: Италия, Картинки, Тоскана, Флоренция, живопись, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments