Пока мы с вами поднимаемся, пыхтя, на второй этаж, есть время вспомнить для настроения стихотворение Н.Гумилева "Фра Беато Анжелико". Сознаюсь, оно необыкновенно созвучно моим ощущения.... "Ах одного лишь сердце полюбило"
[ Стихотворение Гумилева]
В стране, где тихи гробы мертвецов,
Пускай велик небесный Рафаэль,
Но Рафаэль не греет, а слепит,
На Фьезоле, средь тонких тополей,
На всем, что сделал мастер мой, печать
Вот скалы, рощи, рыцарь на коне, —
Мария держит Сына Своего,
И так нестрашен связанным святым
А краски, краски — ярки и чисты,
И есть еще преданье: серафим
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
Вот мы и дошли до последнего пролета на лестнице, еще один поворот и... К этому подготовиться нельзя ничего нигде никак не передает. Ты еще карабкаешься по лестнице, почти случайно поднимаешь голову и тут, без всякого предупреждения, на тебя надвигается один из величайших шедевров мира - фреска "Благовещение" (она самая поздняя -1450 г.)
Мы с вами уже видели картины Фра Анжелико в музее, любовались его фресками и картинами в прежних путешествиях и даже в Эрмитаже, но все они были написаны для заказчиков, в соответствии с их представлениями и вкусами. И только здесь он писал для своих, для братьев - монахов. Не для развлечения, не стремясь рассказать очередной занимательный сюжет, а для помощи в молитвенном сосредоточении, медитации (так пишут, но мне кажется это слово здесь не очень подходит). Чтобы вдохновить на проповедь, которая для доминиканцев является одной из основных сфер деятельности. Среди своих, на расстоянии вытянутой руки сфальшивить невозможно. Поэтому я и думаю, что писал он то, что видел своими глазами. Мысленным взором. Без украшательств, аскетично, обрезая все второстепенное.
Галерея, с ионическими и композитными колоннами, с потолком от Микелоццо выходящая в прекрасный садик, написана очень реалистично. Но в этом самом обыкновенном месте происходит Встреча. И садик уже становится hortus conclusus - запретным садом, , который является символическим обозначением Девы Марии. Несоразмерно большие фигуры гармонично и естественно вписываются в пространство. Вспомнилось, что и замечательная статуя "Зевса" Фидия, тоже, если бы встала, пробила головой потолок храма в Олимпии, однако, дисгармоничной и несообразной ее никто не называл.
Обратите внимание, Архангел, как существо внеземное и бесплотное тени не отбрасывает, в отличие от Девы Марии. Внизу подпись, напоминающая, что проходя мимо фрески следует прочитать Ave Maria. А проходить мимо этой фрески монахам приходилось много раз в день. Наверху только кельи и библиотека.
Фрески в коридоре и в одной из келий (молельни, для семьи Медичи) оплачивались лучше остальных, поэтому для красок использовалось золото и азурит.
Фреска "Благовещение" написана на стене, напротив входа. От нее можно пойти по коридору направо и налево, и с обеих сторон будут двери в маленькие (не более 6 м2) кельи. В каждой из них, рядом с небольшим окошком фреска. Вот фотография от входа в одну из келий. Фреска занимает почти всю стену. "Благовещение". 1438-1440 г. (все фрески этого же периода) Потолок кельи переходит в потолок фрески. Где кончается одно и начинается другое?
За колонной св. Петр Мученик. Его здесь часто можно увидеть, по понятной причине - вспомним, что сына покровителя монастыря Козимо Старого (Медичи) звали Пьетро.
Показывать буду в случайном порядке, но и там они не выстроены сюжетно.
"Преображение". Внизу видим потрясенных апп. Петра, Иакова и Иоанна. С Христом из облаков беседуют пророки Моисей и Илия. Мадонна и св. Доминик в молитвенном средоточении - они зрители, образец поведения для монахов. Христос в позе напоминающей о Распятии. Белое на белом. Сияние в сиянии.
"Осмеяние". Внизу Мадонна и св. Доминик.
Кажется, что одеяние Христа превращается в мрамор...
Вы представляете, как можно жить с такой фреской во всю стену? Я - нет.
"Крещение"
"Воскресение", жены-мироносицы у гроба. "И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь" (Мк. 15:43-16:8)"
"Сретение" Потолок фрески продолжает потолок кельи, или наоборот ;). На переднем плане свв. Петр Мученик и Виллана.
"Коронование Богоматери". Как и на большинстве фресок, фигуры практически неподвижны, застывшее мгновение, которое длится вечность. Внизу: свв. Фома Аквинский, Бенедикт, Доминик, Франциск, Петр Мученик и ап.Павел.
"Келья" (как я понимаю скорее молельня) Козимо Медичи с его любимым сюжетом "Поклонение волхвов". Помогал писать фреску (а может быть и сам ее написал целиком) ученик Беато Анжелико - Беноццо Гоццоли.
Через 19 лет будет "Шествие волхвов", а пока вот ;)
(отрывок из Б.Пастернака)

Гоццоли




"Рождество" со св. Екатериной и св. Петром Мучеником.

Христос и апостолы. Иуда с черным нимбом почти не виден.
Мы снимали в четыре руки двумя фотоаппаратами (там теперь можно). Точнее цвета передают те фотографии, которые теплее.
"Причащение Апостолов". Слева внизу Богородица. На столе скатерть из Перуджи ;), уже знакомые трехногие табуреты. Иуда с черным нимбом. Я как то писала, что на мой взгляд, Фра Анжелико плохо умел изображать персонифицированное зло и поэтому ему приходилось использовать вспомогательные средства, например, черный нимб.
Типичный итальянский колодец.
"Моление о чаше"
Петр спит, как ребенок.
Свв. Мария и Марфа.
"Поцелуй Иуды" Мне кажется, или Иисус смотрит на него с жалостью...
Редкое изображение стремительного движения.
Noli me tangere "Не прикасайся ко мне". Мария Магдалина и Христос у пустой гробницы. "Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему." (Матф. 20:14-18). Христос идет не приминая травы, вокруг цветы, вы же помните это весна.
"Распятие". Самый распространенный сюжет в кельях, и все - разные.
А вокруг безжизненная пустыня.
Внимательно смотрит - хорошо ли прибит гвоздь, надежен ли?
Как рыдает Иоанн... как же горько он плачет.
То ли наслоились впечатления, то ли... здесь Христос на мой взгляд уже Победитель.
"Муж скорбей". Перекликается с "Осмеянием".
Я правильно понимаю, что это рука с тремя гвоздями?
И святой Доминик рыдает. Беато с соавторами умел изображать плачущих мужчин, наверное, видел их вокруг.
Я старалась сдерживать эмоции, но честное слово хотелось зарыдать, там же рядом. Добрался Фра Беато до самого моего донышка. Пробил насквозь. И утешил потом, конечно утешил. Редчайшее сочетание: Гений и Святой.
Христос выводит Адама из Ада.
Мне кажется это подошло бы, в качестве символа для какой-нибудь организованной помощи. Нежно, бережно и неуклонно вытаскивает из ада...
Беса придавило дверью
Остальные по щелям разбежалися.
На том же этаже, где кельи, есть зал библиотеки с огромными книгами под стеклом. Я не удержалась пошла их внимательно рассматривать, даже сфотографировала двух забавных существ себе на память, маргиналии.
Одну книгу я разглядывала вместе с приятной пожилой парой. И вдруг, мужчина тихонечко запел высоким голосом, водя пальцем по строчкам. Он пропел весь разворот. Подарок, чудо... я услышала, как звучат эти страницы. От потрясения я даже не сообразила сфотографировать книгу, в интернете нашла похожую оттуда же.
Фотография страницы Псалтыри (XV в) с сайта
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Санта Сабина на Авентине.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Целий, по "топовым" местам к кошкам Юлия Цезаря ;).
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Как пройти в библиотеку? ;) Палаццо Каэтани-Маттео.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Заключительный по Риму.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо, часть I.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Витербо, часть II
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Витербо. Львы стерегут город.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Мимо Больсены в Валь д'Орчу
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и источники сан Фелипе.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Замок Радикофани и пейзажи Валь д'Орчи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Монастырь Сант Анна ин Компрена (фрески Содомы)
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Валь д'Орча и Lucignano d'Asso.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале, путешествие в XIV век
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Палаццо Коммунале.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. По городу.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Сиена. Базилика Сан-Франческо.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Долина реки Кьянти.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Закат и церковь Сан Миниато аль Монте.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Флоренция. Капелла Волхвов в Палаццо Медичи-Рикарди
За нектаром. Рим....Флоренция....май. Флоренция. Музей монастыря Сан Марко (кроме фресок в кельях)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →