mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Санта Сабина на Авентине.

В Риме я хотела обязательно зайти в церковь Санта Сабина на Авентине. Читала, что кого-то она разочаровывает, что же, этих людей понять можно - шедевров в базилике нет, ну, а я люблю ее полумрак, пустынность и гулкость, древность, которую здесь как-то особенно ощущаешь потому что не отвлекают шедевры :)) и большое внутреннее пространство, где можно вообразить себе всё, например, те же шедевры ;). Поэтому, конечно, эта базилика была обязательным пунктом нашей моей  программы. Тяжелая дверь за спиной хлопнула и я оказалась в V веке...тишина, слышны только мои шаги, да щелчки затвора фотоаппарата - я снимаю окошки и не могу остановиться - они все разные и все восхитительные....
...А ещё хорошо потом выйти оттуда совершенно умиротворенной, попить из чудесного фонтанчика-маски и пойти между лавочками под тенью апельсиновых деревьев - наслаждаться одним из лучших видов на Рим.

Но я забежала чуточку вперед. Спустившись с Палатина, мы пошли на Авентинский холм мимо огромного античного стадиона  - Большого цирка. Вы помните, что Рим стоит на холмах, гуляя по нему это теоретическое знание усваивается особенно прочно - усталые ноги замечают каждый подъем.  А между холмами лежат необъятные пространства занятые непонятно чем. Дорожка на Авентин идет мимо пиний, мы в этот раз ее не снимали, желающие могут посмотреть наш прошлый пост - вот.


Базилика Санта Сабина построена между 422 и 432 годами. В XIX веке она была очищена от всех наслоений, так что мы можем любоваться настоящей архитектурой V века. Мимо входа, конечно, не пройдешь, но обычно как-то по-другому представляешь себе главный вход в церковь :). Виден плакат - доминиканцы празднуют круглую дату -  свое 800 летие.


Пишут, что колонны взяты из античного храма Юноны.  В апсиде не уже привычная мозаика, а фреска XVI  века, которую мы презрительно пропускаем ;) снобы. Наслаждаемся звездным небом над головой ;),


В 1287 году здесь 10 месяцев заседал конклав - выбирал папу. За это время, прямо внутри церкви случилась эпидемия чумы и 6 кардиналов умерли. Решено было сделать перерыв, и все прелаты покинули базилику, все, кроме Джироламо Маши д’Асколи. Неудивительно, что когда конклав вновь собрался, то его и выбрали: видимо терпение и стойкость считались профессионально важными качествами для пап. Его избранию не помешало и то, что он был францисканцем, так и получилось, что первый папа-францисканец - Николай IV (новое имя Джироламо)  был избран в  базилике доминиканского ордена.










Единственная мозаика - V века, с надписью и двумя женскими фигурами. Я предполагала, что хотя бы одна из них - Святая Сабина ;), но нет - дамы олицетворяют христиан крестившихся из язычников и из иудеев.








Могильные плиты (каких-то монахинь?)




Летающие черепушки. Не нашла, что они могут символизировать.


Хор (?). Пишут, что он сделан в XX веке, стилизован под романский стиль с использованием древних плит. Мне кажется это как раз древняя часть.


И эта.


Сцена Рождества, конечно, современная, но мне она очень понравилась. Склоненные спины Марии и Иосифа как будто образуют овальное божественное сияние, своеобразную мандорлу вокруг Младенца. Хвост звезды повторяет линию спины и вместе с головами ослика и вола  образуют второй - внешний овал. Сияние расходится, как круги по воде. Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних Богу.
Что только не привидится в древней базилике. :)


В глубине портика, снаружи, слева от входа в конце аркады (кажется все приметы написала) находится главное сокровище базилики. Совершенно исключительные резные кипарисовые двери V века. Ничего подобного нигде больше нет. И вот совершенно безвозмездно, т.е. даром, можно полюбоваться на 18 панелей с сюжетами из Ветхого и Нового Завета. Считается, что в сценах из Ветхого Завета видно эллинистическое влияние, а в сценах из Нового - восточное. Очень хорошая и подробная статья про двери - вот., в дальнейшем я буду на нее ссылаться.


На этой панели -  одно из самых ранних изображений Распятия. Обычный прием , когда более значимая фигура изображается больше остальных. Все три фигуры находятся скорее в позе "оранта" (молитвенной), а не в позе распятых (несмотря на просматриваемые гвозди), руки не несут никакой тяжести и создается впечатление, что фигуры стоят (на земле?), а не висят.  В статье пишут, что, вероятно, древний автор сознательно создал эту двусмысленность- тогда все еще хорошо помнили, что казнь через распятие на кресте - это казнь позорная, поэтому и крестов здесь почти не видно. Однако, в Евангелии от Луки рассказывается, что только один разбойник обратился в веру, второй же злословил и, значит, молиться никак не мог. Есть еще весьма остроумная гипотеза, выдвинутая Nick Stavrinides, что здесь изображено не само Распятие, а сценка его изображающая, разыгранная у городских стен (тут получает объяснение еще и неизвестно откуда взявшаяся кирпичная стена на Голгофе). Мои фотографии к сожалению не получились, поэтому покажу немного картинок с сайта ,  там отснято все полностью.


Поклонение волхвов. Волхвы во "фригийских колпаках". Такие шапочки в античности прочно ассоциировались с Востоком, древностью, эзотерическим знанием. Во Фригии их носили служители культа Кибелы,  в Риме - митраисты. А что за непонятные "блины" на которых  сидит Богородица я не знаю, но кажется ей принесли их ещё. И всюду - те же кирпичные стены!


Христос между апп. Петром и Павлом. В руке у Христа жемчужина (?), если это она, то возможно имеется ввиду цитата из Евангелия от Матфея 13:45-46: Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.


Отречение ап.Петра. Петух очень часто изображался вместе с апостолом на саркофагах.


Явление ученикам. Возможно "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!" (Евангелие от Иоанна 20:19). Вокруг головы Христа нет нимба, но есть знак хризмы, а также знаки альфы и омеги.


Ветхозаветные сцены: Илья Пророк возносится на колеснице на небо. Ангел цепляет его чем-то вроде гарпуна. Кажется, что пророк Елисей ухватился за плащ.


А вот на этой панели изображена очень интересная история. Я вам ее перескажу по житию пророка Аввакума, в изложении свят. Дмитрия Ростовского (почитать можно здесь). Пророк Аввакум,  как-то приготовил обед и понёс его жнецам в поле. Однако, по дороге он встретил ангела, который повелел отнести эту похлебку в Вавилон пророку Даниилу, который в тот момент был во рву со львами ("по ненависти нечестивых Вавилонян").  Аввакум в тот момент находился в Иерусалиме, что в 1000 километрах от Вавилона , даже на лошади 3 дня добираться, а пешком получится немногим меньше месяца, если спешить, похлебка может и скиснуть. Аввакум не стал говорить об этом ангелу, а только заметил, что города он не знает, дорогу ко рву может и не найти. Тогда ангел схватил его за волосы и во мгновение ока доставил вместе с обедом к Даниилу (тут должна быть реклама компании по доставке горячих обедов ;))). "Даниил поднялся и вкусил пищи" Ангел же после этого мгновенно вернул Аввакума обратно на поле к голодным жнецам. Мораль - обязательно покупайте сразу return ticket,  вещь нужная и полезная. Ну а также летайте ... (тут должна быть реклама авиакомпании). Предполагают, что выбор  этого сюжета связан с тем, что эта панель была парной к другой, несохранившейся, на которой изображался Даниил со львами.  Почему здесь не жнецы, а пастухи? Наверное в западной традиции (в Золотой легенде) обед предназначался им.


Если кто-то  хочет продолжить осматривать двери, еще раз даю ссылку на сайт. Там еще много любопытного - неоднозначные сюжеты, загадочные предметы, есть чем заняться пытливому уму ;).

Правее от кипарисовых дверей в 2010 году во время реставрации была обнаружена фреска византийского мастера VII-VIII века на которой изображены Мадонна с Младенцем, свв. Петр, Павел, Сабина и Серапия - рабыня св.Сабины, которая обратила ее в христианство.
В квадратных нимбах (значит еще живы) изображены два заказчика, их имена смогли прочитать, это: архипресвитер Теодор и пресвитер Георгий - два папских посланника на VI вселенский собор 680 года в Константинополе. Про крайнюю правую фигуру пишут что это понтифик, какой не уточняют (Агафон?).




Рядом с базиликой у входа в апельсиновый садик находится чудесный фонтан. Он состоит из двух совершенно разных частей соединенных вместе только в 1930 х годах. Ванна - самая настоящая античная, а маска выполнена в 1593 году Джакомо делла Порта совсем для другого фонтана. Вместе они смотрятся очень органично, будто всегда так и было :). Вода очень вкусная, но в январе напор был гораздо сильнее. ;)


Вид на Санту Сабину из садика.


Парк Савелли, или попросту Апельсиновый садик, разбит на этом месте в 1932 году


Не удержалась, сфотографировала настоящего римлянина.


В правом нижнем углу полоса невыразительного зеленого цвета это Тибр :)


Опять поспели апельсины, а ведь мы их видели в январе. Может быть они пластмассовые, на прищепках?


Я так застряла в Сан Сабине и в садике, что и не заметила, как началась сиеста ,так что в базилику Сан Алессио мы не попали.


В Сан Ансельмо тоже.

А это очередь подглядеть в замочную скважину. Нет,  я не шучу. Все эти люди стоят для того, чтобы заглянуть в скважину в двери резиденции Мальтийского ордена и увидеть территорию сразу трех государств: Ватикана, Италии и самого Мальтийского ордена (Италия признает орден, как отдельное государство). У последнего здесь резиденция, она же столица. ;). Скважина называется почему-то - Святое Отверстие (Santo Buco). Мы стоять не стали.


В качестве компенсации покажу вам чужие фотографии, заодно и сама посмотрю. Спасибо говорю сюда.


Купол - Собор св. Петра, сады - Мальтийский орден, ну а все что между ними - Италия. Эта фотография отсюда.


С площади мы решительно повернули налево, надеясь побыстрей попасть на следующий холм - Целий, хотелось пройти туда еще нехоженными тропами.  В результате, мы немного заблудились, сделали большой круг, но об этом в следующем посте :).
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Анонс.
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Сан Констанца и Сан Аньезе фуоре ле Мура
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Санти-Куаттро-Коронати
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Базилика Косьмы и Дамиана
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Капитолийские музеи
За нектаром. Рим......Флоренция.......май. Рим. Форум и Палатин.
Tags: Италия, Рим, архитектура, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →