mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

Kölner Dom. Кёльнский собор.

Решила наконец написать о нашем посещении Кельнского собора. 

Историческая справка. Перечисление основных достопримечательностей.
«Не будет достроен Кёльнский собор!» Гёте.

Строительство: 1248—1437 гг., 1842—1880 гг. Высота 157 метров. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира (после Ульмского собора (Германия) - 161,5 м, и Нотр-Дам-де-ла-Пэ - 158 м, ( Кот-д’Ивуар)).

«Место, на котором сегодня находится собор, являлось, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживающих здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие».
Строительство нынешнего собора было начато  в 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в его основание. Кроме естественного желания богатого города построить себе самый-самый замечательный собор, были еще и другие не менее веские причины начала строительства. Дело в том, что правящий в то время император Священной Римской империи, Фридрих I Гогенштауфен (более известный, как Барбаросса  - рыжая борода), в 1154 году потерпел сокрушительное поражение во время похода  на Рим (который не спешил признавать его императором). И с этого момента, как пишет Википедия, «его мысли постоянно были устремлены к Италии». В 1158 году, собрав несметное войско, Фридрих Барбаросса вновь устремился на завоевание Италии (второй итальянский поход). На этот раз  целью был Милан.  В результате  «бескровной и легкой победы» Милан был взят.  Во время этого похода канцлером, и военачальником Фридриха был Рай́нальд фон Да́ссель, по совместительству архиепископ Кёльнский. Он и привез из Милана в Кёльн захваченные бесценные сокровища -  останки трех волхвов (в Германии их называют - святые короли)  - Бальтазара, Мельхиора и Гаспара. А также чудотворную деревянную статую Богородицы (Миланской). Для хранения этих и других сокровищ начали строить новый, подобающий им собор.
 
«Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции» (в первую очередь от собора в Амьене). План собора типичен для готики и представляет собой латинский крест с округленным верхом. «Для того, чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того, чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок — т. н. арочно-контрфорсная система. При этом арки имели не полукруглую форму, а были заострены в середине, что позволяло равномерно перекрыть ими всю поверхность здания и подчеркнуть устремлённость всей конструкции ввысь к небу».
Однако, после периода бурного средневекового строительства, стройка была «заморожена». Случилось это в 16 веке по многим причинам – эпидемии чумы, войны, нехватки денег, неважного состояния экономики. Впрочем, искусствоведы указывают еще и на такую причину -  произошло изменение вкуса общественности, которая требовала новых форм, соответствующих времени :). Все это привело к тому, что уже в 19 веке «революционные французские войска»,  изгнав предварительно из собора духовенство, превратили заброшенный долгострой  в фуражный склад. Это был уже явный перебор :)) И так продолжалось вплоть до 1842 года, когда стройка возобновилась с  новой энергией. Архитекторы  Карл Фридрих Шинкель и Эрнст Фридрих Цвирнер вместе с покровителем строительства королем  Пруссии Фридрихом  Вильгельмом IV решили достраивать собор по старым чертежам  (они были найдены в 1814 г.). «15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни был уложен последний камень, сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено».  Впрочем, позже пришлось восстанавливать обваливающиеся декоративные башенки и другие «украшения». Собор строился. Во время Второй мировой войны он пострадал сравнительно не сильно. Этому факту есть два объяснения – первое – то, что  собор был отличным ориентиром для летчиков, бомбардировавших город, и у них было негласное правило его не трогать, второе  - личное указание Уинстона Черчилля (может быть и миф, но мне он кажется правдоподобным).  Ниже фотография послевоенного Кельна.

Сейчас собор тоже постоянно в лесах  - сказываются экология (чуть хуже, чем в Питере, очевидно) и расположение в 50
метрах от вокзала (кстати, красавца). А может быть - виноваты легенды, о которых ниже.

   
  Теперь поговорим о сокровищах, которые хранятся в соборе. Главное - это обитый золотыми пластинами  ларь трех волхвов, выполненный в период с 1190 по 1220 гг. известным в то время ювелиром Николаусом Вердунским. 

В форме  ларя угадываются три небольшие плотно составленные гроба. К ларю вплотную подойти нельзя, так что насладиться чеканкой можно лишь издали. Википедия сообщает, что раз в год, 6 января, в день чествования трёх волхвов, одна стенка ларя снимается и можно увидеть хранящиеся в нем за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами (эти короны, к слову, украшают герб города).
Миланская мадонна (см. фотографии во 2ой части), та, что была привезена еще Рай́нальдом фон Да́сселем  - к сожалению, не сохранилась. Ныне мы можем любоваться статуей с тем же именем, но которая создана в 1290 году. «Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики.. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства».

Крест Геро. «Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976 гг.), доверенным и посланником императора Отто I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию… Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения


Алтарь-складень Стефана Лохнера (1440-1445 г.) в капелле св.Агнессы (в середине Поклонение волхвов, на створках  - св.Гереон и св. Урсула).
Легенды Кёльнского собора:
"-  Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
-  Город Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор.
- Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство — наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом."

Наша поездка.
«Как описать собор? С чего начать? …  Кёльнский собор поражает своим величием, монументальностью и одновременно легкостью и изяществом. Насколько я знаю, это сочетание и называется в архитектуре гениальностью. Есть музыка звуков. Есть музыка красок. Здесь — музыка линий. Ее нельзя услышать». В.А. Бобров

Поездка в Кёльн получилась у нас почти спонтанной. Удалось только скорректировать время посещения, сообразуясь со временем проведения служб и посмотреть список основных достопримечательностей на официальном сайте . http://www.koelner-dom.de/.  Итак, в воскресенье на электричке  мы прибыли в Кёльн. Громада собора нависает над тобой стоит только выйти из здания вокзала. Он кажется еще выше и огромней из-за довольно большой (метров 70) разницы в уровнях - собор стоит на холме. Вокруг него сильный, не стихающий ветер.  Наверное, самое правильное время для того чтобы неспешно рассматривать Kölner Dom - это 30 градусная жара. Погода в целом нам благоприятствовала, но ветер быстро загнал внутрь собора..
Огромный, наполненный светом и воздухом, устремленный вверх храм. Внутреннее убранство не отвлекает, а скорее подчеркивает общее движение к небу. Сквозь многочисленные витражи льется свет и окрашивает статуи и колонны в лиловые, розовые,  желтые, синие тона. Иногда можно увидеть и радугу. Стены, своды, пол собора выложены из местного серого камня, Огромные колонны, словно деревья, поддерживают высокие своды, которые где-то там, высоко наверху, переплетаются звездами. «Грандиозность пространства ощущается не только благодаря внушительным размерам, но и вследствие нарочитого перепада высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор».
В глубине алтаря золотом горит ларь Трех Волхвов. Одно из сильнейших впечатлений - это, конечно, витражи, от которых просто глаз не оторвать.  Я видела довольно много разных витражей  и, честно говоря, их не люблю. Мне они всегда казались грубовато-примитивными и, в целом, не очень интересными. Но тут оказалось, что я просто раньше не видела настоящих витражей. Фотографии (даже профессиональные, которые мне удалось найти в интернете) не передают этот свет, переходы цветов, оттенки, прозрачность и все эти совершенно волшебные ощущения.

Мы прошли по кругу весь собор и осмотрели основные достопримечательности -  Крест Геро, надгробия (тут похоронены едва ли не все архиепископы Кёльна), ларь Трех волхвов, который мы смогли посмотреть только сквозь решетку. Чудесный алтарь Стефана Лохнера относящийся к любимому мною периоду живописи (середина 15 века). Мадонна Миланская  - нежная, трогательная, веселая и живая.  Святой Христофор - как же я могла пропустить эту статую!  Ведь именно взглянув на нее, человек уже спасен от внезапной смерти (это я узнала, когда писала серию постов про св. Христофора ). У него тут необыкновенно доброе и простодушное лицо..
Началась служба.  Всем, кто сидел на лавочках, раздали текст богослужения на семи языках (русского нет). Приведу кусочек из него на английском:
Hail Mary…
Let us pray for the great requests of mankind
-       for justice for all people…
-        for reconciliation and peace between people and races, religions and churches…
-       for the preservation of the Creation..
Посидели- послушали, потом заиграл орган. Сначала торжественно мощно и величественно. Потом что-то радостное, веселое, почти светское. Сочетание света, музыки, пространства было невыразимо прекрасным. Но, к сожалению, время уже поджимало и, не дождавшись конца службы, мы пошли прогуляться по набережной Рейна уже спеша на электричку. 

Фотографировать в соборе можно, но мыльницей конечно хорошо не получится. Тем не менее, предлагаю вашему вниманию фотоотчет. Мне кажется нам удалось передать атмосферу.
























































































При написании этого текста я использовала википедию,  а также сайты http://myrt.ru/inter/1340-kelnskijj-sobor.html http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0/%D0%9A%D1%91%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80/  и
http://lgroutes.com/architecture/gotika-1.htm
Фотографии в первой части взяты из открытых источников в интернете.
Огромную благодарность приношу моим драгоценным К.  –за организацию и осуществление поездки, а также за замечательно сделанные фотографии  и  И. – за долготерпение и снисходительность.
Tags: Германия, Кельн, архитектура, интересное, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments