Историческая справка. Перечисление основных достопримечательностей.
«Не будет достроен Кёльнский собор!» Гёте.
Строительство: 1248—1437 гг., 1842—1880 гг. Высота 157 метров. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира (после Ульмского собора (Германия) - 161,5 м, и Нотр-Дам-де-ла-Пэ - 158 м, ( Кот-д’Ивуар)).
«Место, на котором сегодня находится собор, являлось, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживающих здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие».
Строительство нынешнего собора было начато в 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в его основание. Кроме естественного желания богатого города построить себе самый-самый замечательный собор, были еще и другие не менее веские причины начала строительства. Дело в том, что правящий в то время император Священной Римской империи, Фридрих I Гогенштауфен (более известный, как Барбаросса - рыжая борода), в 1154 году потерпел сокрушительное поражение во время похода на Рим (который не спешил признавать его императором). И с этого момента, как пишет Википедия, «его мысли постоянно были устремлены к Италии». В 1158 году, собрав несметное войско, Фридрих Барбаросса вновь устремился на завоевание Италии (второй итальянский поход). На этот раз целью был Милан. В результате «бескровной и легкой победы» Милан был взят. Во время этого похода канцлером, и военачальником Фридриха был Рай́нальд фон Да́ссель, по совместительству архиепископ Кёльнский. Он и привез из Милана в Кёльн захваченные бесценные сокровища - останки трех волхвов (в Германии их называют - святые короли) - Бальтазара, Мельхиора и Гаспара. А также чудотворную деревянную статую Богородицы (Миланской). Для хранения этих и других сокровищ начали строить новый, подобающий им собор.
«Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции» (в первую очередь от собора в Амьене). План собора типичен для готики и представляет собой латинский крест с округленным верхом. «Для того, чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того, чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок — т. н. арочно-контрфорсная система. При этом арки имели не полукруглую форму, а были заострены в середине, что позволяло равномерно перекрыть ими всю поверхность здания и подчеркнуть устремлённость всей конструкции ввысь к небу».
Однако, после периода бурного средневекового строительства, стройка была «заморожена». Случилось это в 16 веке по многим причинам – эпидемии чумы, войны, нехватки денег, неважного состояния экономики. Впрочем, искусствоведы указывают еще и на такую причину - произошло изменение вкуса общественности, которая требовала новых форм, соответствующих времени :). Все это привело к тому, что уже в 19 веке «революционные французские войска», изгнав предварительно из собора духовенство, превратили заброшенный долгострой в фуражный склад. Это был уже явный перебор :)) И так продолжалось вплоть до 1842 года, когда стройка возобновилась с новой энергией. Архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Эрнст Фридрих Цвирнер вместе с покровителем строительства королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV решили достраивать собор по старым чертежам (они были найдены в 1814 г.). «15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни был уложен последний камень, сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено». Впрочем, позже пришлось восстанавливать обваливающиеся декоративные башенки и другие «украшения». Собор строился. Во время Второй мировой войны он пострадал сравнительно не сильно. Этому факту есть два объяснения – первое – то, что собор был отличным ориентиром для летчиков, бомбардировавших город, и у них было негласное правило его не трогать, второе - личное указание Уинстона Черчилля (может быть и миф, но мне он кажется правдоподобным). Ниже фотография послевоенного Кельна.
Сейчас собор тоже постоянно в лесах - сказываются экология (чуть хуже, чем в Питере, очевидно) и расположение в 50
метрах от вокзала (кстати, красавца). А может быть - виноваты легенды, о которых ниже.
Теперь поговорим о сокровищах, которые хранятся в соборе. Главное - это обитый золотыми пластинами ларь трех волхвов, выполненный в период с 1190 по 1220 гг. известным в то время ювелиром Николаусом Вердунским.
В форме ларя угадываются три небольшие плотно составленные гроба. К ларю вплотную подойти нельзя, так что насладиться чеканкой можно лишь издали. Википедия сообщает, что раз в год, 6 января, в день чествования трёх волхвов, одна стенка ларя снимается и можно увидеть хранящиеся в нем за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами (эти короны, к слову, украшают герб города).
Миланская мадонна (см. фотографии во 2ой части), та, что была привезена еще Рай́нальдом фон Да́сселем - к сожалению, не сохранилась. Ныне мы можем любоваться статуей с тем же именем, но которая создана в 1290 году. «Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики.. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства».
Крест Геро. «Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976 гг.), доверенным и посланником императора Отто I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию… Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения
Алтарь-складень Стефана Лохнера (1440-1445 г.) в капелле св.Агнессы (в середине Поклонение волхвов, на створках - св.Гереон и св. Урсула).
Легенды Кёльнского собора:
"- Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
- Город Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор.
- Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство — наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом."
Наша поездка.
«Как описать собор? С чего начать? … Кёльнский собор поражает своим величием, монументальностью и одновременно легкостью и изяществом. Насколько я знаю, это сочетание и называется в архитектуре гениальностью. Есть музыка звуков. Есть музыка красок. Здесь — музыка линий. Ее нельзя услышать». В.А. Бобров
Поездка в Кёльн получилась у нас почти спонтанной. Удалось только скорректировать время посещения, сообразуясь со временем проведения служб и посмотреть список основных достопримечательностей на официальном сайте . http://www.koelner-dom.de/. Итак, в воскресенье на электричке мы прибыли в Кёльн. Громада собора нависает над тобой стоит только выйти из здания вокзала. Он кажется еще выше и огромней из-за довольно большой (метров 70) разницы в уровнях - собор стоит на холме. Вокруг него сильный, не стихающий ветер. Наверное, самое правильное время для того чтобы неспешно рассматривать Kölner Dom - это 30 градусная жара. Погода в целом нам благоприятствовала, но ветер быстро загнал внутрь собора..
Огромный, наполненный светом и воздухом, устремленный вверх храм. Внутреннее убранство не отвлекает, а скорее подчеркивает общее движение к небу. Сквозь многочисленные витражи льется свет и окрашивает статуи и колонны в лиловые, розовые, желтые, синие тона. Иногда можно увидеть и радугу. Стены, своды, пол собора выложены из местного серого камня, Огромные колонны, словно деревья, поддерживают высокие своды, которые где-то там, высоко наверху, переплетаются звездами. «Грандиозность пространства ощущается не только благодаря внушительным размерам, но и вследствие нарочитого перепада высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор».
В глубине алтаря золотом горит ларь Трех Волхвов. Одно из сильнейших впечатлений - это, конечно, витражи, от которых просто глаз не оторвать. Я видела довольно много разных витражей и, честно говоря, их не люблю. Мне они всегда казались грубовато-примитивными и, в целом, не очень интересными. Но тут оказалось, что я просто раньше не видела настоящих витражей. Фотографии (даже профессиональные, которые мне удалось найти в интернете) не передают этот свет, переходы цветов, оттенки, прозрачность и все эти совершенно волшебные ощущения.
Мы прошли по кругу весь собор и осмотрели основные достопримечательности - Крест Геро, надгробия (тут похоронены едва ли не все архиепископы Кёльна), ларь Трех волхвов, который мы смогли посмотреть только сквозь решетку. Чудесный алтарь Стефана Лохнера относящийся к любимому мною периоду живописи (середина 15 века). Мадонна Миланская - нежная, трогательная, веселая и живая. Святой Христофор - как же я могла пропустить эту статую! Ведь именно взглянув на нее, человек уже спасен от внезапной смерти (это я узнала, когда писала серию постов про св. Христофора ). У него тут необыкновенно доброе и простодушное лицо..
Началась служба. Всем, кто сидел на лавочках, раздали текст богослужения на семи языках (русского нет). Приведу кусочек из него на английском:
Hail Mary…
Let us pray for the great requests of mankind
- for justice for all people…
- for reconciliation and peace between people and races, religions and churches…
- for the preservation of the Creation..
Посидели- послушали, потом заиграл орган. Сначала торжественно мощно и величественно. Потом что-то радостное, веселое, почти светское. Сочетание света, музыки, пространства было невыразимо прекрасным. Но, к сожалению, время уже поджимало и, не дождавшись конца службы, мы пошли прогуляться по набережной Рейна уже спеша на электричку.
Фотографировать в соборе можно, но мыльницей конечно хорошо не получится. Тем не менее, предлагаю вашему вниманию фотоотчет. Мне кажется нам удалось передать атмосферу.
При написании этого текста я использовала википедию, а также сайты http://myrt.ru/inter/1340-kelnskijj-sobor.html http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0/%D0%9A%D1%91%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80/ и
http://lgroutes.com/architecture/gotika-1.htm
Фотографии в первой части взяты из открытых источников в интернете.
Огромную благодарность приношу моим драгоценным К. –за организацию и осуществление поездки, а также за замечательно сделанные фотографии и И. – за долготерпение и снисходительность.