Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Немножко о Наполеоне

Комментарием к посту о "недетских стихах" мой добрый друг СуперКакаду дал мне ссылку на свой пост с замечательной песней на слова В.Жуковского. И вот уже столько дней она меня не отпускает ;). Заодно уж приведу несколько цитат о Наполеоне, пусть тоже полежат здесь,
Мое отношение к Бонапарту не критиковал лишь тот, кто его не знает ;). Оно насквозь романтическое, сформированное еще в раннем детстве и бережно хранимое ;), несмотря на очевидные факты его биографии, да-с. Кстати, чтение Тарле лишь усугубило мою "болезнь" ;). Так что простите меня, Бонапарт моя иррациональная слабость. :).
Вот свеженькая фотография. "Девочка на шаре" :)) и Наполеон-Марс.


Цитаты:
Е.Тарле об отступлении Наполеона из Москвы, глазами Д.Давыдова: "Вот картина с натуры, рисуемая знаменитым партизаном Денисом Давыдовым: «Наконец, подошла старая гвардия, посреди коей находился и сам Наполеон... Мы вскочили на коней и снова явились у большой дороги. Неприятель, увидя шумные толпы наши, взял ружье под курок и гордо продолжал путь, не прибавляя шагу. Сколько ни покушались мы оторвать хоть одного рядового от этих сомкнутых колонн, но они, как гранитные, пренебрегая всеми усилиями нашими, оставались невредимы; я никуда не забуду свободную поступь и грозную осанку сих всеми родами смерти испытанных воинов. Осененные высокими медвежьими шапками, в синих мундирах, белых ремнях, с красными султанами и эполетами, они казались маковым цветом среди снежного поля... Все наши азиатские атаки не оказывали никакого действия против сомкнутого европейского строя... колонны двигались одна за другой, отгоняя нас ружейными выстрелами и издеваясь над нашим вокруг них бесполезным наездничеством. В течение этого дня мы еще взяли одного генерала, множество обозов и до 700 пленных, но гвардия с Наполеоном прошла посреди толпы казаков наших, как стопушечный корабль перед рыбачьими лодками»."

А.Чудаков о черепахе Наполеона (из книги: Ложится мгла на старые ступени): "один француз рассказал про черепаху Наполеона. На острове Св. Елены император после обеда всегда выходил в сад покормить небольшую галапагосскую черепашку, которую очень любил. Он щёлкал пальцами, черепаха выползала на дорожку и съедала с его ладони крошки и кусочки фруктов; он сосредоточенно-пристально смотрел, как она медленно, долго уползала обратно, и не уходил, пока она не скрывалась в траве. И теперь, когда на остров приезжают редкие туристы, гид, поводив их по последнему дому Наполеона, в конце экскурсии раскрывает дверь в сад. Туристы высыпают на песчаную дорожку. Гид сначала объясняет им, как долго живут черепахи: черепаху Туи Малилу, здравствующую и по сей день на одном из островов Тонга, островитянам подарил в 1772 году капитан Кук; сменявшиеся настоятели прихода Питерборо в Англии 250 лет держали при церкви одну и ту же черепаху. Потом гид щёлкает пальцами, раздаётся треск веток, тяжёлое шуршанье, и из кустов показывается огромная, величиной с прогулочную лодку, галапагосская черепаха. Гид опять щёлкает пальцами, черепаха вытягивает из-под панциря длинную морщинистую шею.
– Вы видите, господа, – почти шёпотом говорит гид, – последнее живое существо на планете, которое помнит Великого Императора.
Публика затихала, французы плакали. Черепаха поводила полуслепой головой, потом медленно втаскивала её обратно в панцирь и застывала, как подбитый танк на поле боя.
В 150-летнюю годовщину смерти Наполеона прошёл слух, что черепаха ещё жива и по-прежнему выползает, совершенно ослепшая, с головою, покрывшейся какой-то белой плесенью. "

И еще один стишок И.Губермана (я его совсем не люблю, но это хорошо)
Я лодырь, лентяй и растяпа,
но вмиг,если нужен я вдруг,
на мне треугольная шляпа
и серый походный сюртук.

Оригинал взят у super_kakadu в Песня попугайного детства.

Пррричём одна из любимых, я всё вррремя ещё птенцом пррросил, чтобы мне ставили пластинку с ней. А почему вдррруг пою об этом именно сейчас – я ррррасскажу чуть-чуть поздней.

[Текст]
Ночной смотр

В двенадцать часов по ночам

Из гроба встает барабанщик;

И ходит он взад и вперед,

И бьет он проворно тревогу.


И в темных гробах барабан

Могучую будит пехоту;

Встают молодцы егеря,

Встают старики гренадеры,


Встают из-под русских снегов,
С роскошных полей италийских,

Встают с африканских степей,

С горючих песков Палестины.


В двенадцать часов по ночам
Выходит трубач из могилы;

И скачет он взад и вперед,

И громко трубит он тревогу.


И в темных могилах труба

Могучую конницу будит:

Седые гусары встают,

Встают усачи кирасиры;


И с севера, с юга летят,

С востока и с запада мчатся

На легких воздушных конях

Одни за другим эскадроны.


В двенадцать часов по ночам

Из гроба встает полководец;

На нем сверх мундира сюртук;

Он с маленькой шляпой и шпагой;


На старом коне боевом

Он медленно едет по фрунту;

И маршалы едут за ним,

И едут за ним адъютанты;


И армия честь отдает.

Становится он перед нею;

И с музыкой мимо его

Проходят полки за полками.

И всех генералов своих


Потом он в кружок собирает,

И ближнему на ухо сам

Он шепчет пароль свой и лозунг;

И армии всей отдают

Они тот пароль и тот лозунг:


И Франция - тот их пароль,

Тот лозунг -Святая Елена.

Так к старым солдатам своим

На смотр генеральный из гроба


В двенадцать часов по ночам
Встает император усопший.

Василий Жуковский. (1836)



Comments

( 29 comments — Leave a comment )
super_kakadu
Jul. 29th, 2015 05:02 pm (UTC)
У меня не получится перрредать ту степень рррадости, когда я нашёл эту запись в сети. Даже не мог пррредставить, сколько, оказывается, воспоминаний завязано именно на эту песню.
mrs_mcwinkie
Jul. 29th, 2015 07:27 pm (UTC)
И я очень обрадовалась. Спасибо, что дали ссылку :)
morra_winter
Jul. 29th, 2015 05:45 pm (UTC)
О, спасибо, что напомнили. В детстве эта песня страшно нравилась. И "Воздушный корабль" тоже. Не отпускала поэтов личность Наполеона.
mrs_mcwinkie
Jul. 29th, 2015 07:28 pm (UTC)
А я в детстве только стих знала, а песню вот только недавно услышала. И меня эта личность не отпускает ;)
karyatyda
Jul. 29th, 2015 06:00 pm (UTC)
Ой, любимые стихи! А про черепаху тоже дивно, спасибо.
mrs_mcwinkie
Jul. 29th, 2015 07:29 pm (UTC)
Про черепаху очень хорошо, правда. Стихи я знала, а вот песню нет.
karyatyda
Jul. 29th, 2015 07:33 pm (UTC)
Песню я тоже не знала. Мы сами, конечно, стихи орали на какой-то маршевый мотив, но это ж сами.
mrs_mcwinkie
Jul. 29th, 2015 08:03 pm (UTC)
Значит я не зря ее сюда поместила :)
karyatyda
Jul. 29th, 2015 08:05 pm (UTC)
Конечно, не зря.
in_es
Jul. 29th, 2015 08:38 pm (UTC)
Песню эту певал мой дед, я ее помню.
О Наполеоне я очень любила в детстве книжку, теперь уж не припомню автора. Скорее всего, она была не о Наполеоне, а о войне 1812 года, с картами наступлений, и я все разглядывала и рассказывала своему деду, где какой полководец наступает, где отступает, а он удивлялся, что мне это в 8-9 лет интересно.
mrs_mcwinkie
Jul. 29th, 2015 08:46 pm (UTC)
О! У вас дед пел, как здорово. А что еще он пел?
Меня с детства тоже очень волновала война 1812 года. Одна из редких войн, где я симпатизировала обеим сторонам ;). Ничего не могу с собой поделать.
in_es
Jul. 29th, 2015 08:57 pm (UTC)
Мой дед пел все. От церковных концертов Бортнянского и Чеснокова до блатных песен "Граждане, послушайте меня, Гоп со смыком это буду я"... и "Добрый вечер, тётя Соня, ай-вай-вай-вай-вай, Вам посылка из Херсона"... А между этими - арии и романсы русских и зарубежных композиторов, украинские народные песни.
http://in-es.livejournal.com/79599.html

Французам мы симпатизировали по понятным причинам, мне ка-атся. С уважением относились к врагу. Ведь помните, Глинка в "Жизни за царя" тоже поляков вывел не отвратительными, а просто другими. Традиция такая была. Вот Шостаковичу фашистов уже пришлось сделать другими в 7 симфонии. Изменились времена, нравы и характеры. Гитлера не сравнишь с Наполеоном.
mrs_mcwinkie
Jul. 29th, 2015 09:31 pm (UTC)
Спасибо большое. С таким интересом прочитала, как хорошо, что вы написали.
Ну не знаю, насчет уважения к врагу... Лев Толстой не сильно их уважал ;), ляжку Наполеона я не могу ему простить, в школе ужасно возмущалась, как можно подчеркивать физические недостатки человека. :). Просто война была совсем другой... как сказать... в ней было какое-то благородство... может быть показное или кажущееся и местами... но было. В 20 веке ничего подобного уже быть не могло и масштабы бедствий были совсем другие. Хотя может быть я идеализирую ту войну... но ментик, кивер... даже сами слова меня завораживали. ;), как барышню 19 века :)))
odna_zmeia
Jul. 30th, 2015 02:03 pm (UTC)
Да нет, ничего мы, похоже, не идеализируем - судя по тому, что писали о войне сами участники, что потом, в мемуарах, что в процессе, к примеру, в дневниках и письмах (а я довольно много этого читала), отношение к противнику было совсем другое, еще не было того, что сейчас называют "дегуманизацией". Тут ключевая разница в системах оружия: только из артиллерии можно было убить, толком не видя, в кого стреляешь (и нередки были случаи, что в дыму боя наводились ошибочно и стреляли по своим). А весь остальной огнестрел (ружья, пистолеты) - долго заряжашиеся, недальнобойные) требовали видеть противника, так сказать, в лицо, более того, часто времени хватало на один залп, а дальше уже рукопашка. Отношение к противнику поневоле будет иное.
Нет, война, разумеется,была страшная - с огромными жертвами с обеих сторон, с ущербом, невосстановимыми утратами, с примерами озверения (с нашей стороны, во всяком случае - мемуаристы описывают такое у казаков и у крестьян, да и французы, надо полагать, вряд ли были ангелы), но все-таки иная. Взять хотя бы, как описывают картины, которые видели при отступлении Великой армии от Москвы (и как описывают, с каким сочувствием) - все эти шалаши из мертвых тел, съеденных сослуживцев, мертвых над трупами лошадей, вид Бородинского поля на обратном пути... (В общем, это были картины, которые не жалко и пропустить, а рассказывают тогдашние юноши, 18 - 25 лет.)
В общем, это совсем иная война, она, как и любая война, страшна и трагична, но то кликушество, с каким несколько лет назад отмечали юбилей, неуместно совершенно. "Они пришли разрушить все русское, все православное..." (с) (Да они и католическое-то не очень...:)) "Посмотрите, сколько младенцев умерло за осень 1812 года в Московском воспитательном доме! Вдумайтесь, о чем это говорит!" (с) (Это говорит о том, что вы не владеете статистикой детской смертности, и особенно по Воспитательному дому, а не о том, что французы ходили убивать православных младенцев в Воспитательный дом, как вы тут нам изо всех сил намекаете.)
И к Наполеону современники, в том числе его противники, относились довольно сложно: и считали врагом, и восхищались (было, чем:)).
А "Войну и мир" я тоже не люблю - даже не за ляжку Наполеона, а за то, что то, что там написано про войну 1812 года, потому что это в большинстве своем просто неправда.:)
mrs_mcwinkie
Jul. 30th, 2015 02:36 pm (UTC)
Вполне допускаю, что вы правы и дело в оружии, но если посмотреть, например, греко-персидские войны. (я тут только что опять листала Геродота - цитату искала). Я не вижу там уважения к персидской армии и романтизации противника. Бились эллины и варвары. Может быть в случае войны 12 года это была война между двумя цивилизованными европейскими народами .. с некоторым добавлением восточного "варварства", которое было неожиданным для французов... ну так мне кажется, они ожидали от нас войны по правилам, а мы не всегда их соблюдали. Что собственно на мой взгляд было правильно, ибо война это не только состязание в военном искусстве. Но именно в части "войны по джентльменским правилам" она и романтизировалась. И мне о ней приятно думать именно в таком свете. :)
А про Наполеона вообще странно, я постоянно вижу в европах католические церкви, в которых он устраивал конюшни или разрушал. Мне кажется ему религиозность вообще была не свойственна и он не разделял православие-католичество. Есть хорошее здание, почему бы там не держать лошадей. И что-то я вспоминаю, что именно русским Наполеон симпатизировал (в отличие от англичан).
Я как-то пропустила это кликушество и хорошо, иначе ругалась бы ;)
odna_zmeia
Jul. 30th, 2015 02:47 pm (UTC)
В принципе, наверное, до 1 мировой войны войны между европейскими народами были, условно говоря, "по правилам", хотя бы без дегуманизации. Тут еще, кроме ттх оружия, имеет значение профессионализм армий. Всеобщей воинской повинности еще нет (у Наполеона уже есть, но отношение не успело смениться), воюют профессионалы против профессионалов, взаимно уважая друг друга.
Если говорить о войне 1812 года, то народ, скажем, эти правила не соблюдает, а офицеры обеих воюющих сторон - скорее да.
Отношение к религии Наполеон унаследовал от Французской революции, поэтому к любой конфессии подходил вполне утилитарно: подходит это здание для конюшни или нет.:)
Я юбилейного кликушества не избежала по работе. Не могу, бесит эта фальсификация.:(
mrs_mcwinkie
Jul. 30th, 2015 03:38 pm (UTC)
Да-да конечно еще профессиональная армия или нет. Прекрасно получилось - ваши два комментария полностью и четко сформулировали почему та война для нас во многом была последней романтической войной.
dinamik67
Jul. 30th, 2015 02:20 am (UTC)
Я тоже в юности был очарован Наполеоном. Взахлеб читал его огромную книгу про походы, написанную им самим.

Удивительно, как Велингтону удалось разбить Наполеона и его хваленую гвардию под Ватерлоо...Все-таки английский дух покрепче французского будет. Вот Квебекцы до сих пор зубы стискивают, вспоминая "Поле Абрахама".
mrs_mcwinkie
Jul. 30th, 2015 11:50 am (UTC)
А я ее чтение все откладыааю и откладываю, зря наверное.
Не знаю насчет сравнения силы духа ;), мне кажется сам Бонапарт уже изменился. Какая память у Квебекцев, я вот совсем не в обиде за взятие Москвы. Это для меня не личное событие, а историческое. :)
dinamik67
Jul. 30th, 2015 12:01 pm (UTC)
Ну Наполеон все-таки из Москвы ушел, а англичане Квебек покорили. В этом разница. ;-)
mrs_mcwinkie
Jul. 30th, 2015 12:59 pm (UTC)
Да, пожалуй. Полистала ваш журнал, погуглила вашего отца ;). Зафренживаю, спасибо за интерес ;).
dinamik67
Jul. 30th, 2015 01:44 pm (UTC)
Отлично! "Будем дружить домами" (с)

"Но как, Холмс?!" Это я насчет папы. У него же другая фамилия. ;-)
mrs_mcwinkie
Jul. 30th, 2015 02:15 pm (UTC)
Может быть я ошиблась, но постов 50 назад вы его упоминали, вот я и посмотрела, или я перепутала? ;). Я никогда не пытаюсь найти человека за его "ником", все что мне нужно знать, он сам расскажет. ;). Надо лишь слушать :)
dinamik67
Jul. 30th, 2015 02:21 pm (UTC)
http://berkovich-zametki.com/

Горжусь!

Кстати, любовь к Наполеону привил мне именно он. Папа большой поклонник Бонапарта. Откуда папа доставал 40 лет назад все эти редкие книги, уму непостижимо.

Edited at 2015-07-30 02:24 pm (UTC)
mrs_mcwinkie
Jul. 30th, 2015 02:41 pm (UTC)
;) Да-да именно его.
Есть чем гордиться, да и это так естественно гордиться своими родителями и детьми :).
О, он Бонапартист, прекрасный выбор ;), я вот тоже.
Тарле был напечатан давным-давно, это не редкость была. Мемуары Бонапарта кажется тоже, вроде советская власть не ненавидела Наполеона... он же все же был революционер ;), хотя потом много и долго ошибался ;))), но гнобил то его проклятый царизм с империализмом... однозначные редиски.
dinamik67
Jul. 30th, 2015 04:04 pm (UTC)
А вот помню, позволил себе восхиться Наполеоном в одном школьном сочинении. На что получил гневную отповедь учительницы литературы для всего класса: "А Лев Толстой сказал "Палач народов!". И баста. ;-)
mrs_mcwinkie
Jul. 30th, 2015 04:19 pm (UTC)
Хмм, а что Карл Маркс про Наполеона писал и тов. Ленин? Что-то я запамятовала ;). Кажется Сталин к нему благоволил...
luckyed
Jul. 30th, 2015 03:43 am (UTC)
Очень интересные цитаты. А песенку у Птица слышал.
mrs_mcwinkie
Jul. 30th, 2015 11:50 am (UTC)
Спасибо.
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Latest Month

April 2024
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars