mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

Рим. День четвертый. Часть 4 а. Ц. св.Вита и ц. св.Прасседе

Это последний, четвертый день в Риме. Поздно вечером мы уедем ночным поездом в Венецию, чтобы около часа сначала неспешно, а затем бегом переместиться от вокзала Santa Lucia к остановке вапоретто (в нашем случае - скоростного Alilaguna) до аэропорта, крайней от центра Венеции остановке - Madonna dell Orto.
Погода впервые портится, но дождя нет. Выходим из метро
Почти сразу - средневековая церковь с маленькой античной аркой перед ней.  Когда-то трехпролетная (ныне однопролетная) арка Галлиена  (261 г.)  была воротами в Сервиевой стене (IV в до н.э.), главным входом на Эсквилин. Здесь начинались две консульские дороги: Тибуртина и Лабикана
Почему-то мы сфотографировали ее фоном для моего портрета ;), поэтому здесь будет гравюра Джузеппе Вази, XVIII в. Ведь всё почти не изменилось, почти. ;))


Под кат я рекомендую пройти, текст ведь можно пропустить, а мозаики покажу одни из лучших в мире.
Церковь посвящена свв. Виту, Модесту (его наставнику) и Crescentia (не знаю, как лучше перевести ее имя, это жена св. Модеста и няня св. Вита), мученикам при императоре Диоклетиане. Основана в IV в. на месте античного крытого рынка (? или рядом с ним), но существенно перестраивалась в 1477 году.
Говорят, что церковь чаще всего закрыта, но мы в нее попали :).
Фреска 1483 года приписывается Антониаццо Романо. Мы сфотографировали лишь нижнуюю часть - св. Себастьян, св. Маргарита (у ног видны остатки хвоста дракона) и св. Вит с собакой.

Распятие с златовласым Христом.


Это мы не планировали, это само так вышло. А планировали мы начать с церкви Санта-Прасседе с ее мозаиками, которые нам полюбились более всех в Риме
Уже при входе в церковь Санта- Прасседе - икона. Информации про нее я не нашла.


Слева от входа - капелла святого Зенона, которая, когда мы вошли, была темной до того, что проходя по центральному нефу при дежурном посещениии "для галочки", теоретически, можно было бы ее и пропустить. Но мы ждали чудес, вошли в церковь как следопыты и, конечно, пойдя по периметру, слева направо, почти сразу оказались в этом мерцающем мраке. К. сразу выбежал к служителю - где, куда кидать наши евро для подсветки? Правильный ящичек был указан - и мы "обалдели" от представшего. Не уверены, что фотографии передают ощущения не только ларца с сияющими драгоценностями от стен этой капеллы, но и гармонии композиции, вписанной в ее геометрию. Свет гас, мы бросали свои евро и любовались ( тяжелый карман перестал быть тяжелым).
Цитату из П. Муратова о капелле уберу под спойлер. Она хороша, но длинновата.
[Spoiler (click to open)]
Но с каким изумительным художественным тактом умели они применить золото в полумраке небольшой капеллы Сан Зено! Недаром современники называли эту капеллу "hortus paradisi". Вместе с равеннским мавзолеем она является самой высокой точкой, какой только достигало когда-либо искусство мозаики.
Вход в капеллу Сан Зено обведен мозаичной аркой с очень интересными медальонами и украшен мраморной вазой. Надпись над дверью увековечивает имя и дело Пасхалия. Единственное окно освещает маленькое квадратное пространство часовни, перекрытое сводами. Все стены и своды залиты сплошь мозаиками. В центре сводов помещен медальон с прекрасным ликом Христа, поддерживаемый наподобие кариатид четырьмя белыми ангелами. На боковых стенах изображены святые мужи и женщины; красные цветы на золотых стеблях расцветают у их ног. Уже одна эта композиция кажется совершенной, и запоминается навсегда достигнутое здесь благородство типов. Но трудно передать словами все живописное волшебство мозаик Сан Зено, сияющих в слабом свете единственного окна или вспыхивающих золотыми, красными и синими искрами от одной зажженной свечи. Переливы красок, которые производит здесь малый свет, неописуемы. И здесь начинаешь отчетливо понимать, какое великое открытие совершила Византия, соединив искусство мозаики с искусством распределения света.
Мозаика над входом. При описании буду пользоваться прекрасной статьей в википедии, за которую, как я понимаю следует благодарить sibeaster.
"Над входом в капеллу размещены две полукруговых серии золотых медальонов на синем фоне. На медальонах «внешнего» полукруга изображён Христос (в центре) и двенадцать апостолов, «внутреннего» — Богородица с Младенцем (в центре), справа и слева от неё двое святых мужей (предполагается, что это- святые Валентин и Зенон), а затем святые жены (по четыре с каждой стороны). За пределами полукругов также в медальонах представлены Моисей и Илия. Уже во время реставрации XIX века византийская мозаика была дополнена снизу портретами двух пап — Пасхалия I и его преемника Евгения II."








Мозаика входной стены внутри капеллы "содержит типично византийский сюжет — Престол уготованный (символ ожидающегося второго пришествия Христова). Престолу молитвенно предстоят апостолы Пётр (в левой руке — ключами) и Павел (в левой руке — свиток вместо привычного меча)."


Святые Агнесса, Пуденциана и Пракседа (слева направо)




В верхней части "изображён Христос в виде Агнца, стоящий на вершине холма, с которого стекают четыре реки. Из ручьёв утоляют жажду олени и лани, напоминающие о стихе 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). На нижней мозаике ниши изображены Богородица в окружении святых Пуденцианы и Пракседы, а слева от этой группы находится портрет Ф(Т)еодоры, матери Пасхалия I, для погребения которой и предназначалась капелла. На момент работы над мозаикой Феодора была ещё жива, на что указывает квадратный голубой, а не круглый золотой, нимб над её головой."




Над головой Ф(Т)еодоры видна загадочная надпись EPISCOPA. Что бы это значило?


На правой от входа стене изображены апостолы Иоанн, Андрей и Иаков (слева направо)


"Христос Вседержитель, благословляющий правой рукой, а в левой руке держащий Евангелие. По бокам от него предположительно свв. Валентин и Зенон". А какой потолок, а? Это же восторг и действительно "райский сад".


Богородица и Иоанн Креститель по бокам от окна (о его символизме интересно написано в википедии). В нише под окном "Преображение". Обратите внимание, колонны не поддерживают свод а являются подножкой для ангелов.


Поближе




А вот и ангелы, которых поддерживают колонны. В центре Христос Вседержитель. Мозаика потолка капеллы.


Еще  ракурс.



В капелле хранится святыня - Столб Бичевания Считается, что это тот самый Столб к которому был привязан Христос во время бичевания в доме Пилата. Я всегда на месте определяю свое отношение к такого рода святыням, если душа откликается, значит я верю, нет- так нет. В этом случае - да, верю, что это она самая, это ощущается.


Там же более поздняя мозаика (XIII века, остальные, напомню IX в.). Богородица с Младенцем и предстоящими Пракседой и Пуденцианой.




Стали любоваться алтарными фресками (тоже надо было подсветить, впрочем), но тут пара пожилых немецких туристов (уже с чемоданами) разделила наше финансовое бремя. Они кидали свои евро без сожаления, а мы перестали суетиться и наслаждались.
Общий вид алтаря с мозаиками IX века.


Считается, что изображено Второе пришествие Христа. В центре по красным, синим и зеленым облакам идет Христос, который правой рукой благословляет, а в левой держит свиток (символ законодательства) с буквами  Α и Ω ("Я есмь Альфа и Омега, начало и конец," Отк. 1:7-8). Обратите внимание, вокруг святых пальмы (дело ведь происходит в Раю) и даже слева (от нас) сидит Феникс (раннехристианский символ Христа и Воскресения). На арке мы видим монограмму Пасхалия I.


По правую руку Христа ап.Павел, св.Пракседа и Пасхалий I с макетом церкви в руках и с квадратным нимбом (что, как все помнят, значит, что в тот момент он был еще жив). С папой Пасхалием I мы с вами уже встречались в церкви Санта-Мария ин Домника. Повторяться не буду :), скажу только то, что забыла сказать тогда. В IX веке в Византии бушевала вторая волна иконоборчества и поэтому греческие мастера искали работу "за рубежом".  А папа Пасхалий, по чудесному стечению обстоятельств любил греков и с радостью давал им приют и работу в Риме. В результате между 817 и 824 гг. (он был папой всего 7 лет) в городе появилось несколько церквей с превосходными византийскими мозаиками. А Санта-Прасседе совсем особенное место, ведь здесь готовилась усыпальница для матери Пасхалия I - Теодоры (в капелле Санта-Зенона, мы уже видели ее прижизненный портрет).
Как же мне здесь нравятся жесты апп. Петра и Павла, когда они крайне дружелюбно, даже ободряюще, приобнимают свв.Пракседу или соответственно Пуденциану за плечо и  направляют их к Христу.


По левую руку Христа ап.Петр (у него, как и у ап.Павла белые с красным одежды, которые символизируют праведность и мученичество), св. Пуденциана (у нее, как и у св.Пракседе в руках венок  - символ девственности), крайний, вероятно св. Зенон (или св. Кириак), он держит в руках Евангелие.


Теперь давайте посмотрим мозаики арки апсиды (вернитесь чуть назад, к общему виду алтаря и вы поймете, что именно я вам сейчас буду показывать)

Сверху видны традиционные символы евангелистов Марка (лев) и Матфея (ангел). Вокруг них разноцветные облака. Ниже "изображены 24 старца в белых одеждах и с золотыми венцами в руках. Количество старцев, представляющее собой удвоенное число 12, обычно толкуется как 12 патриархов колен Израилевых и 12 апостолов, то есть христиан из иудеев и язычников соответственно".


"Характерна чиста римская подробность мозаики — старцы полагают свои венцы перед Агнцем, держа их покрытыми руками. Именно так, покрытыми руками в Древнем Риме полагалось преподносить или принимать дары от императора." (эти покрытые руки, видимо, отличаются от покрытых рук на мозаиках Санта-Мария ин Трастевере, странно предположить получение дара в момент Сретения или Успения, или я ошибаюсь?)


С другой стороны


Переводим взгляд к ближней Триумфальной арке. "Точный смысл всей композиции уже не может быть расшифрован, так как отдельные элементы мозаики были уничтожены в ходе перестройки базилики в XVI веке, а сама арка подверглась неудачной реставрации XIX века." В центральной части мы видим благословляющую фигуру Христа, рядом с ним ангелов и предстоящие по правой руке Христа - Богородица, Иоанн Креститель и шесть апостолов (в кадре один). По левую сторону -  святая Пракседа и ещё шесть апостолов (в кадре два). Внизу мы опять видим  монограмму Пасхалия I.


Праведники движутся в сторону Небесного Иерусалима, врата которого охраняет Ангел.


В правой части тоже изображены праведники, которые идут в Небесный Иерусалим (вход охраняет Ангел). Ведут их апп. Петр и Павел и Ангел. Какие облака над ними, еще не райские разноцветные, а земные. А под ногами маки.


Нижние группы (с обеих сторон) имеют неоднозначное истолкование (см. википедию). Я выбрала одну из версий: это "спасённые, о которых Апокалипсис говорит: «Великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7:9-10)".


А еще в Санта-Прасседе есть современные мозаики, можно сравнить. Джулио Барджеллини XX век. Детали мозаики «Вознесение Богородицы с предстоящими монахами и монахинями — валломброзианами»


Фотография хуже, но уж больно лица харАктерные. И.... несколько отличаются от прежних.


А еще там есть полы косматеско ;) и еще куча всего, но я уже лучше помолчу


Пост опять писался совместно с К.
Почему в Рим
Гоголь в Риме (эпиграф)
Рим. День первый, часть 1 а  -Латеранская базилика, Скала Санта, Баптистерий и чуток Санта-Куатро-Коронати
Рим. День первый, часть 1б - базилика св. Климента
Рим. День первый, часть 1в. Форумы и Палатин
Рим. День второй, часть 2 а - Ватиканские музеи. Атлеты.
Рим. День второй, часть 2 б - Ватиканские музеи. Музей Пио Кристиани.
Рим. День второй, часть 2 в - Ватиканские музеи. Мраморные люди ;) и бонусом фаюмский портрет.
Рим. День второй, часть 2 г - Ватиканские музеи. Живность всякая ;)
Рим. День второй, часть 2 д - Ватиканские музеи. Корабли постоят и ложатся на курс...
Рим. День второй, часть 2 е - Ватиканские музеи. Пинакотека, фрески, вечер.
Рим. День третий. Часть 3а. Сан Джованни э Паоло, Санта Мария ин Домника.
Рим. День третий. Часть 3б. Сан-Стефано Ротондо и Санта Сабина.
Рим. День третий. Часть 3в. Санта Мария ин Космедин, Бычий форум и ц. Сан Джорджо ин Велабро
Рим. День третий. Часть 3г. Затибрие - Трастевере и церковь Санта-Мария ин Трастевере
Рим. День третий. Часть 3 д. Капитолий. Санта-Мария ин Арачели, Сан Марко.
Tags: Италия, Картинки, Рим, интересное, путешествия
Subscribe

  • (no subject)

    Пофотографировала елочку. Выгуляла свою коллекцию игрушек. :) В самом верху трубочист (на счастье). Космонавт летит на Луну (ну на месяц)…

  • Папе 90. Зарисовка.

    Костер у тарзанки. Сегодня папе исполняется 90. Маша хорошо написала большой пост, я пока не могу, все почему-то распадается на части прямо в руках…

  • Внимание!

    Уважаемые мои читатели, вынуждена написать новый верхний пост. Все картинки в этом блоге сделаны мною и К.(если не указано иное). Если вы берете фото…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments

  • (no subject)

    Пофотографировала елочку. Выгуляла свою коллекцию игрушек. :) В самом верху трубочист (на счастье). Космонавт летит на Луну (ну на месяц)…

  • Папе 90. Зарисовка.

    Костер у тарзанки. Сегодня папе исполняется 90. Маша хорошо написала большой пост, я пока не могу, все почему-то распадается на части прямо в руках…

  • Внимание!

    Уважаемые мои читатели, вынуждена написать новый верхний пост. Все картинки в этом блоге сделаны мною и К.(если не указано иное). Если вы берете фото…