mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

Рим. День второй, часть 2 в - Ватиканские музеи. Мраморные люди ;) и бонусом фаюмский портрет.

Почему в Рим
Гоголь в Риме (эпиграф)
Рим. День первый, часть 1 а  -Латеранская базилика, Скала Санта, Баптистерий и чуток Санта-Куатро-Коронати
Рим. День первый, часть 1б - базилика св. Климента
Рим. День первый, часть 1в. Форумы и Палатин
Рим. День второй, часть 2 а - Ватиканские музеи. Атлеты.
Рим. День второй, часть 2 б - Ватиканские музеи. Музей Пио Кристиани.

В этот пост, конечно, попали и "топовые" вещи, так что его можно пролистать до конца, вы все это уже знаете ;)

Апоксиомен (в переводе "обскребающийся") Лисиппа (310 г до н.э оригинал - 50 г н.э. эта копия) -  одна из известнейших греческих статуй (вы все ее видели много раз в копиях, в Эрмитаже она стоит в вестибюле справа от Иорданской лестницы, если не ошибаюсь). Конечно это уже римская мраморная копия  с греческого бронзового оригинала (Лисипп работал только в бронзе). М.Гаспаров в "Занимательной Греции" пишет о нем так: "Красивое слово «Апоксиомен» означает всего лишь «обскребающийся»: юноша, полукруглым скребком счищающий с себя масло и песок после упражнений в борьбе. Это такой же атлет, как у Поликлета, но пропорции его стройнее, а поза свободнее: голова его укладывается в росте восемь раз, и стоит он настолько непринужденно, не обращая внимания на зрителя, что если «Дорифора» можно было обойти вокруг, то «Апоксиомена» нужно обойти вокруг — иначе ни с какой отдельной точки зрения полного впечатления от него не получишь. Именно этого и добивался Лисипп. Когда его спрашивали, как у него это получается, он отвечал: «Когда я начинал учиться, я спросил учителя, какому из мастеров подражать; и он мне ответил: „Природе“». Для Лисиппа «Апоксиомен» был лишь одной из полутора тысяч сделанных им статуй, но потомкам он полюбился больше всех. Из Греции его увезли в Рим, там он стоял на площади, а когда один император вздумал перенести его к себе во дворец, то народ поднял такой ропот, что пришлось вернуть статую обратно."
Вот он, красавец, застигнутый за совсем не героическим занятием ;), очень живой;  по Плинию  - главное произведение Лисиппа. Обращаю ваше внимание на его левую руку, которая пересекает центр тела, насколько я знаю, это первое такое изображение в античности.


Ну этого-то все знают ;)
Лук звенит, стрела трепещет,
И клубясь издох Пифон;
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
А.Пушкин
(мраморная копия 2 в н.э. с бронзового оригинала 330-320 г до н.э. Леохар)




Но там, где Мельпомены бурной
Протяжный раздается вой,
Где машет мантией мишурной
Она пред хладною толпой,
А.Пушкин
А вот и она сама  (муза Трагедии) ;)


Лаокоон - авторы - родосские мастера Агесандр, Афинодор и Полидор (40-30 г. до н.э.).
А пусть тут тоже будет отрывок из М.Гаспарова : "«Лаокоон» словно переносит нас в другой мир. До сих пор перед нами были цветущие мужчины, здесь — старик и дети; до сих пор был величавый покой, здесь — мучительная борьба. Это вкусы новой эпохи, после Александра Македонского, когда искусство уже смелее играло с земными страстями. Лаокоон был жрец, предостерегший троянцев, что город их может пасть от деревянного коня; за это Посейдон выслал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и двух его сыновей. Мы видим: один уже изнемог, другой еще только что схвачен, а между их опутанными телами — торс отца, который выгнулся в последнем напряжении, набравши воздуха и задержавши выдох: перед нами такое же мгновение неподвижности между двумя сильными движениями, как в «Дискоболе» Мирона. Статую эту раскопали в начале XVI в., и великий Микельанджело твердо сказал, что это лучшая статуя в мире."


Знаменитый Бельведерский торс, скульптор Аполлоний Афинский (сер 1 в до н.э.). Я читала разные версии, кто это изображен. На сайте Ватиканских музеев они склоняются к мнению, что это Аякс Теламонид (герой Троянской войны) перед самоубийством (он кинулся на меч). Очень могучая и мощная статуя


Не сфотографировала подписи, поэтому будет так.






Гермес (?)


Вы меня простите, конечно, это всего лишь мой журнал ;), мне кажется он на Пушкина похож.


Афину узнать не сложно.






Бюст Демосфена, римская копия 2 в. н.э. с греческого оригинала. На надгробном памятнике Демосфену была надпись:
"Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум
Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей."
"Когда Цицерон произносил на Форуме свои речи, слушатели находили, что никто не умеет говорить лучше Марка Туллия; но когда говорил Демосфен, афиняне восклицали: «Война Филиппу!» " Генрих Гейне.

Сам же он говорил, например, вот это: "
Человек, получивший благодеяния, должен всю жизнь помнить об этом, а человек, оказавший благодеяние, должен сейчас же забыть об этом."

Антисфен  - философ-киник. Римская копия (2 в н.э.) с греческого оригинала (сер.3 в. до н.э.). Пару цитат из него: "Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.",
"Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших."
"Самая необходимая наука — это наука забывать ненужное." :)


И бонусом ;)  несколько вещиц из Григорианского египетского музея.
Цветной рельеф из египетской гробницы 2400 г до н.э.


Фаюмский портрет. Юноша, 220-250 г. н.э. из коллекции Строгановых ;)


Женское погребальное изображение в полный рост - "Леди Ватикана" - написано, что в мире таких сохранилось только шесть. Предположительно 3 век н.э. из раскопок в Антинополе.




Общий вид вот такой (фото отсюда)
Tags: Италия, Рим, интересное, картинки, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments