mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 в. Фрески.

Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 1а. Сан Лео и Санта Агата
Запоздалое предварение от К.
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 1б. Ла Верна и Chuisi e Michelangelo
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 а. Ассизи
Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 б. Скульптуры с Дуомо
Базилика св. Франциска.
IMG_3637.JPG

К., вспоминая о базилике Св.Франциска сказал мне: "Сотни метров фресковых рядов Джотто верхнего Сан Франческо я предпочту один погонный метр Капеллы Скровеньи." Да, Джотто в верхней церкви Ассизи гораздо хуже чем в Падуе и во Флоренции, увы, хотя все равно его стоит смотреть. Сейчас мне хочется вам показать фрески нижней церкви, которую тоже расписывали гении из Сиены - Пьетро Лоренцетти и Симоне Мартини. Мои немногочисленные, втихаря снятые кадры, не вышли вовсе, так что все из интернета (вики, wga).  Предлагаю посмотреть их вместе с П.Вайлем ("Слово в Пути").
Общий вид левого трансепта, расписанного Пьетро Лоренцетти в 1320 году.


"Мадонна Заката", названа так потому, что на закате на нее падает луч солнца. Краски искажены :(, она очень золотая (mrs_mcwinkie).

"Такой жест в иконографии встречается впервые. У Пьетро он становится фирменным: так у него в Ассизи Мария указывает Младенцу Христу на Франциска, который поднимает руку со стигматом.

В «Тайной вечери» слева и позади трапезничающих, в дверях — оживленный разговор слуги с хозяином дома. Стеной отделена кухня, где другой слуга что-то взволнованно рассказывает третьему, стоящему на коленях и моющему посуду. В камине пылает огонь, у которого греется кошка, рядом собака вылизывает тарелку. Вся вместе левая часть сцены — жанровая картина в духе «малых голландцев», которые появятся только через три столетия. Конечно, тут Пьетро отражал идеи святого Франциска — его внимание к «малым сим».




Исследователи установили, что Пьетро Лоренцетти был первым, кто зрительно изобразил течение времени. В «Тайной вечери» — луна только взошла и стоит с левого края. В «Аресте Христа» она уже посредине картины и на заходе.

В Ассизи одно из самых впечатляющих во всей мировой живописи «Снятий с Креста». Пьетро нарушает пропорции — и эта неправильность усиливает вопиющую неправедность происходящего. Если бы Иисус встал — был бы намного выше всех. Так Бабель испещрил страницу эпитетами, описывая мертвое тело, а потом все зачеркнул и написал: «На столе лежал длинный труп».
К длинному костлявому телу прикасаются шесть действующих лиц. Богоматерь прижимает свое склоненное лицо к запрокинутому лицу Иисуса. Четыре глаза — два полуоткрытых и два закрытых — вытягиваются в одну линию. А лица образуют своего рода единство инь-ян. Пьетро не надо было читать Конфуция и «Книгу перемен»: космическое слияние женского и мужского, покоя и движения, холодного и горячего известно было не только китайцам. Эти сомкнутые головы живой Матери и мертвого Сына — не только вечно длящаяся трагедия, но убедительное свидетельство в пользу общности человеческих верований, вне зависимости от географии и истории.


Отдельной фреской, как-то сбоку, не сразу заметно — висящий Иуда. Искаженное, почти нечеловеческое лицо. Скупые штрихи, в точности соответствующие великой лаконичной прозе Евангелия: «И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27: 5). У висящего видны вывороченные внутренности. Это отсыл к словам святого Петра об Иуде: «Когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1:18). Во многих древних цивилизациях признавалось, что демоны обитают в животе злодея и, когда он умирает, они вырываются наружу.....Пьетро вдохновлялся апокрифическим Евангелием от Никодима, где Иуда прибегает домой, обо всем рассказывает жене и, в ужасе от предстоящего воскресения Христа, вешается тут же в доме на балке дверного проема."


Добавлю еще несколько фресок, которые мне особенно запомнились.
"Распятие"


"Сошествие во ад"


И несколько деталей:
"Вход в Иерусалим"


Деталь "Ареста Христа"


Из "Бичевания Христа"


Деталь "Распятия"



Остальные можно посмотреть тут.

Насладившись фресками П.Лоренцетти, мы устремились смотреть капеллу св. Мартина всю расписанную Симоне Мартини в 1320-25 годах, но увы.. капелла была не подсвечена и фрески лишь угадывались. На следующее утро мы пришли опять, капелла и вовсе была закрыта. Так что я помещаю сюда фрески и для нас - надо же их все-таки посмотреть :)).

Слово П.Вайлю: "Капелла в Нижней церкви Сан-Франческо — главное достижение Симоне Мартини. По крайней мере, из доставшихся нам. В Сиене, Орвието, Пизе, Неаполе — отдельные работы. В Авиньоне — остатки бледных штрихов, имеющих лишь историческую ценность. А в Ассизи — целая капелла с житием святого Мартина: десять эпизодов плюс изображения отдельных святых, да еще витражи.

Во всей этой тусклой святости Нижней церкви как светлое пятно (правда, свинцовые белила за века потемнели, увы) — капелла Святого Мартина с куртуазным, французским, рыцарским Симоне Мартини. (совершенно здесь не согласна с П.В., нет там никакой тусклой святости - mrs_mcwinkie).
Святой Мартин родился в IV веке в Паннонии (нынешней Венгрии), служил офицером в Галлии, там поделился плащом с мерзнущим нищим — поделился буквально, разрезав мечом, — частый сюжет у живописцев Возрождения. Потом стал отшельником, после епископом, крестил язычников- кельтов. Его житие, составленное Сульпицием Севером, стало образцом для сотен позднейших агиографий и долго было вторым после Евангелия источником христианского знания. Во Франции и Германии святой Мартин — общенародный святой. Когда он умер, хотя стоял ноябрь, запели птицы и зацвели цветы. Заметим: плащ, аскеза, птицы — общее со святым Франциском....Улыбка, приветливость, жизнерадостность Франциска Ассизского запечатлелись в образах Симоне Мартини, в его «новом сладостном стиле» (итальянская поэтическая школа, возникшая в конце XIII века)....
Это от Симоне пошли аристократизм, элегантность, обилие мелких очаровательных деталей, отказ от монументальности и торжественности....

В сцене «Христос является во сне святому Мартину» Мартин пребывает почти в роскоши (вопреки житию святого). Больше всего живописной площади у Симоне занимают одеяло, сундук и занавес — все богато и вычурно отделанное, все по моде того времени.
(Из wga вычитала, что одеяло святого это ткань типичного Сиенсого стиля, а вышивка по подушке, которая называется "drawn-thread" была очень модной в то время - mrs_mcwinkie)


"В сцене «Посвящение святого Мартина в рыцари» художник воспользовался возможностью показать придворный быт и ритуал. Император Юлиан опоясывает Мартина мечом, на него надевают шпоры. Предположительно, сам Симоне Мартини был возведен в рыцарство королем Робертом, так что не исключено, что здесь изображена подлинная церемония неаполитанского двора.

Церемониал посвящения в рыцари сформировался к XII веку. Состоял он из четырех этапов: исповедь и ночное бдение над оружием, причастие, вручение оружия, празднество. У Симоне третья часть — вооружение посвященного. За кадром остается ритуал colee из того же этапа — сильный удар кулаком или ребром ладони по основанию шеи нового рыцаря (позже, в наше время тоже, это превратилось в легкое прикосновение клинком к плечу). Зато есть начало четвертой части церемониала — празднества: музыканты уже тут. Один из них — тот, что с двумя дудками во рту, — определен экспертами как венгр; возможно, это след путешествия Симоне в Буду в свите кардинала Монтефьоре. Как раз в начале XIV века к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия






Но самый любопытный персонаж — в сцене «Чудо воскрешения мальчика». На фоне зубчатой башни, в которой угадывается тогдашний облик сиенского Палаццо Пубблико (хотя чудо произошло в Шартре), стоят два рыцаря. Один из них, неказистой внешности, с опущенными уголками губ, крайне скептически глядит на чудо — так, что второй смотрит на него с неодобрительным удивлением. Многие знатоки считают, что непригожий скептик в синей шапке — автопортрет Симоне Мартини. Петрарка ведь назвал его «выдающимся, но некрасивым живописцем».




Вся капелла Святого Мартина — результат сближения рыцарства и духовенства. Крестовые походы XI–XIII веков стали показательным проявлением христианской доблести. Хотя и тут явное противоречие — ведь святой Мартин отказался воевать, что изображено в одной из сцен в капелле: она и называется «Отречение от оружия». На фреске Симоне святой еще в рыцарском облачении, но держит уже не меч, но крест. В общем, он хоть и является покровителем воинов, по-настоящему должен бы считаться небесным патроном хиппи и прочих пацифистов, но дело ведь всегда в трактовке, решительно зависящей от времени.





Фото взяты отсюда.
Tags: Ассизи, Италия, Картинки, Умбрия, живопись, интересное, путешествия
Subscribe

  • По делам в Эмилию-Романью. Парма, музей. Окончание.

    Этот пост также посвящен музею Пармы. Наберитесь немного терпения, в следующем посте мы наконец переедем в другой город. К сожалению, сейчас писать…

  • (no subject)

    Пофотографировала елочку. Выгуляла свою коллекцию игрушек. :) В самом верху трубочист (на счастье). Космонавт летит на Луну (ну на месяц)…

  • 7 декабря. День св. Екатерины

    "Как на Катины именины испекли мы каравай". Всех тезок сердечно поздравляю с именинами. Будьте здоровы, веселы. Пусть сбывается задуманное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • По делам в Эмилию-Романью. Парма, музей. Окончание.

    Этот пост также посвящен музею Пармы. Наберитесь немного терпения, в следующем посте мы наконец переедем в другой город. К сожалению, сейчас писать…

  • (no subject)

    Пофотографировала елочку. Выгуляла свою коллекцию игрушек. :) В самом верху трубочист (на счастье). Космонавт летит на Луну (ну на месяц)…

  • 7 декабря. День св. Екатерины

    "Как на Катины именины испекли мы каравай". Всех тезок сердечно поздравляю с именинами. Будьте здоровы, веселы. Пусть сбывается задуманное…