?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как-то тут беседовала со старым другом и зашла у нас речь о книге Иова. Помните: "Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла."
Так вот, оказывается в Мидраше (Устная Тора) объясняется почему же все эти бедствия упали на голову Иова.  Он был виноват в том, что смолчал (смотри цитату внизу), то есть это история человека, который попросту скрыл свой малодушный (скажем так) поступок, за это и пострадал, довольно банальная история; порок наказан в самом зародыше.
Мне кажется они перевернули весь смысл книги Иова вверх тормашками или даже вообще лишили ее смысла. Честно говоря, я настолько с этим несогласна, что даже шокирована, смотрите сами. Правда там в конце предлагается другой вариант, более поздний и чрезвычайно сложный, его я тоже привожу, хотя, на мой взгляд он уже совсем фантастический. Согласна с мыслью, что "Не стоит село без праведника", но книга Иова не об этом.
Цитирую отсюда.
[Нажмите, чтобы прочитать цитату]

"Есть, наконец, третья картинка. Если у хозяина есть две коровы, одна сильная, другая слабая, то спрашивается, на какой корове он пашет...Спрашивается, на какой корове из этих двух будет пахать разумный хозяин? Пахать он будет на сильной, умный хозяин на слабой корове пахать не будет - она ноги протянет.
Смысл этого третьего образа не так очевиден. Непонятно, зачем мидраш приводит нам его. Мы сможем понять его, рассмотрев сцену совещания у фараона - мидраш, который относится к книге "Шмот " , в самом ее начале - когда поднялся новый фараон над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал народу своему: "Давайте ухищримся против него" (по-простому - против Израиля, а глубже - против его небесного Покровителя). Мидраш говорит, что на этом совещании фараон хотел послушать советы знающих людей, как ухищриться, как бы придумать такой способ, чтобы этот народ не так креп и размножался. Мидраш  говорит, что на совещании присутствовали трое. Первый - это злодейский пророк Билам , второй - это Иов, а третий - Итро, будущий тесть Моше.
Билам - на то и злодей, что он давал советы фараону, как ухищриться, и в должное время был убит мечом. Иов молчал и был приговорен к страданиям. Книга Иова  вся посвящена нечеловеческим страданиям этого праведника. Итро убежал и удостоился того, что его потомки сидели в палате из тесаных камней, "лишкат-hагазит". Что такое "палата из тесаных камней?" Это помещение во дворе Храма, где заседал Сангедрин, высший совет мудрецов Израиля.
По-простому этот мидраш обозначает вот что. Билам  - злодей. 3лодею - злодейская смерть. Он погибает за то, что охотно давал советы, как ухищриться против народа Израиля. Итро сделал лучшее (как мы говорили) что он мог в той страшной ситуации. Он понял, что, если надвигается такая лавина, он не может сказать фараону: "3наешь что, имей немного совести". Он бы погиб и ничего не исправил. Поэтому он решил, по крайней мере, спасти то, что можно спасти. Поэтому он сбежал, позднее сделал гиюр, и его потомки были в высшем совете мудрецов. Человек любил Израиль и сделал пассивную вещь, но благородную. Проблема - с Иовом. Как ты, такой праведник, можешь молчать, услышав этот чудовищный замысел!?... 3а то, что ты молчишь, тебя приговорили к таким страшным страданиям.
Как это понимать? Иов понимает, что если бы за этим народом, против которого сейчас замышляет фараон, не было какого-то греха, то с неба никогда бы не допустили, чтобы его подвергли такому страшному наказанию. И Иов смиряется: раз наказывают - значит, за дело. И мера за меру он получает. Самое начало книги Иова говорит, что это праведник, боится Бога, без всякого изъяна, и его бьют с неба, и он спорит и говорит: "Не грешил, за что Ты меня бьешь?" И друзья приходят утешать Иова, посыпают соли на рану и говорят: "Не упорствуй, не бывает наказания без греха, сознайся, не греши". Книга Иова ставит вопрос: почему человек страдает? Никакого греха за ним не было. ...
Это один из вариантов понимания этого мидраша, самый простой и самый распространенный. Вина Иова была в том, что он молчал. [Есть совершенно поразительная статья рава Соловейчика, написанная в конце второй мировой войны, о том, как весь мир молчал, узнав о том, что евреев сжигают в газовых камерах. Да, это страшная вина - молчать, когда совершается нечто столь чудовищное. И тогда получается, что Иов все-таки был виноват в том, что он молчал.] И есть совершенно другой подход: Иов был настолько великим праведником, что, когда он услышал, что против Израиля замышляется такое, он понял, что Израиль в этом поколении не в форме. И что в мире нет того праведника, нет той сильной коровы, на которой можно пахать. И он промолчал, понимая, что пахать будут на нем. Что Иов был единственным великим праведником в том поколении, и он молча принял страдания. Это совершенно противоположный подход.

Теперь вы понимаете, как можно понять этот мидраш: если есть сильная и слабая коровы, то хозяин пашет на сильной. Мир должен держаться на каких-то заслугах....Чтобы понять необходимость Иова в роли "сильной коровы" придется, по-видимому, сказать,что в каждом поколении, даже до Синая, требуется, чтобы была какая-то заслуга, за которую мир получает свое существование. Страдания праведника могут быть либо для того, чтобы этот праведник дошел до очищения своих качеств (это трепальщик льна), либо праведник должен быть демонстрационным объектом, чтобы люди видели, что можно сделать из человеческих качеств, либо - самая сложная вещь - праведник иногда может страдать за весь мир, который настолько слаб, что может не выдержать страданий. [Во времена Давида был страшный голод. Спрашивается - за что? В основном - за преступления Шауля. Что же - один совершает преступления, а другие страдают? Да, Шауль был слаб, он не выдержал бы наказания. Поэтому наказание послано Давиду.]"

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
gern_babushka13
Mar. 11th, 2014 03:48 pm (UTC)
Нет, даже и читать не стала! Нет причины в страданиях Иова, в этом и смысл, об этом он и спорит с друзьями! Просто общее сознание народа дозрело наконец до этого: почему невинный страдает? И все попытки Теодицеи, Богооправдания, провалились. "Отчего бедно дитё?"

А Бог является иову и на вопрос, почему он так устроил, отвечает "Тебя забыл спросить". И эта книга должна стоять у всякого верующего поперек горла. Есть предположение, что "благополучный" конец дописан позже. А как же семь сыновей и три дочери? Других дали? Интересно, от той же жены?
mrs_mcwinkie
Mar. 11th, 2014 05:00 pm (UTC)
Вот и я про то же. Не было на нем вины, скрытой или открытой, в этом весь смысл. Думаю это позднейшая интерпретация все же.
Про жену и детей Иова я как-то давно уже писала по мотивам одной статьи здесь http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/58474.html#comments
Хороша книга Иова... неисчерпаемый источник размышлений.
gern_babushka13
Mar. 12th, 2014 08:33 am (UTC)
Прочла, и все комменты. Ничего объяснить нельзя. Верно, в архаическом обществе дети были имуществом и знаком статуса, но Библия написана и для нас.
В начале перестройки была телепрограмма "Живая книга", чья-то финская или..., мультики на библейские темы. Там просто к Иову прибегали те же его дети, именно детки. Может, они просто в коме лежали. Как иначе детям расскажешь?

есть другое объяснение, только очень горькое. Человек может всё пережить. В послевоенные годы издали у нас книжку одного итальянского крестьянина "Семеро сыновей моих". Они прятали американского пилота, и фашисты расстреляли всех семерых вместе с пилотом. и вот, пережил человек, книжку написал, не сам, наверно журналист. Но жив.
mrs_mcwinkie
Mar. 12th, 2014 01:59 pm (UTC)
Детям все же надо рассказывать как написано, и сказки страшные тоже читать. И мне кажется в раннем детстве это легче воспринять, смерть кажется такой далекой чужой и не со мной.
История сильная... да человек и правда все может.... У Вяземских ведь только один сын пережил родителей из 8ми.
А в целом мне ужасно, что к детям и жене Иова такое отношение, как к неодушевленным предметам, средства какие-то...

Edited at 2014-03-12 02:00 pm (UTC)
gern_babushka13
Mar. 12th, 2014 03:28 pm (UTC)
А у Федора Толстого с его цыганкой из 11. Может всё-таки жена была та же? Но для наших нежных чувств и это неприемлемо.

А кто обратил внимание на друзей, которые пришли и сидели с ним семь дней, а потом говорили неправильные вещи? Они семь дней молча скорбели с ним, мы на такое способны?
mrs_mcwinkie
Mar. 12th, 2014 03:50 pm (UTC)
Да, я наверное еще не доросла до того, чтобы это принять. Книга Иова это книга над которой я думаю давно и буду еще думать. Лет через дцать... может быть что-то пойму.
nantik7
Mar. 11th, 2014 04:24 pm (UTC)
Помню, когда-то меня сильно "пронял" вот этот пост о страданиях Иова и их смысле.
http://eugenepro.livejournal.com/35872.html
mrs_mcwinkie
Mar. 11th, 2014 05:06 pm (UTC)
А вот эта статья очень разумна, спасибо.
Меня поразило, что вот именно в традиции есть совсем другая интерпретация. Настолько неожиданно и я была шокирована. Думаю все же это позднейшие размышления, а не сохраненная легенда.
mar_mi
Mar. 12th, 2014 05:01 am (UTC)
есть еще причина страданий Иова - Бог просто не любил его (не могу сейчас процитировать, наизусть не помню, надо в Библии искать это подтверждение), и, как Иов ни пытался заслужить любовь и признание господа, этого не случилось: мы не можем заставить Бога изменить его отношение к нам - он постоянная величина, а меняться можем только мы.
mrs_mcwinkie
Mar. 12th, 2014 02:00 pm (UTC)
Интересно, мне попадалось наоборот, про то, что Бог любил его.. Может быть ваша версия тоже более поздняя?
mar_mi
Mar. 13th, 2014 06:29 am (UTC)
Перечитала снова притчу об Иове чтобы вспомнить)) Она сложная, я, со своими мозгами, не все в ней понимаю :)
Иов оказался в странной ситуации - как бы заложник в споре Бога и Дьявола. Дьявол предложил - отними у него все и посмотри, будет ли он тебя любить и славить так же, как сейчас, когда у него все есть, может, Иов из-за корысти славит тебя.
Бог отнял сначала имущество, потом детей, а затем и последнее, что оставалось - здоровье. Иов не отказывается от Бога, но вопрошает - За что? в итоге Бог отвечает ему, что напрасно человек ищет объяснений всему и вся, ибо высшая мудрость превосходит границы человеческого понимания.
Видимо, суть притчи в том, что страдания не всегда являются наказанием за грех, они могут быть и особой милостью – испытанием в вере для избранного человека. Бог вернул ему все, Иов прожил еще сто лет, увидел внуков и правнуков.
Но суть, по моему, в том, что мы не можем снискать любовь или нелюбовь Бога - он всегда решает сам, а мы как игрушки в его руках. Мы можем только изменить себя по отношению к Нему, и в этом - наша свобода выбора, данная, опять таки, Богом.
mrs_mcwinkie
Mar. 13th, 2014 09:47 am (UTC)
У вас получилось очень интересное толкование. Я же поняла, что мне надо еще долго думать над этой книгой. Очень уж она непростая. Что определенно радует, что потом для христиан был Новый завет, который мне кажется принес больше любви Бога к человеку.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars