mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Categories:

Рождественская история. Вертеп делать будем?

Случилось это в стародавние времена:  Советский Союз еще даже не подавал признаков распада, религия была под запретом и мне было 10 лет. И вот мы с родителями поехали большой компанией на зимние школьные каникулы в Карпатскую деревню Пшанец (Сколевский район, Львовской области). Надо сказать, что деревня эта находилась совсем в глухомани, помню, что от жд станции мы добирались туда на подводах или, скорее, на санях. Жили отдельно от хозяев в большой избе и на горных лыжах бороздили снег горы Тростяна. Новый год отпраздновали и потекли будни.

  И вот как-то раз ночью (дело было с 6 на 7 января) нас-детей разбудили взрослые: вставайте, сейчас вертеп показывать будут, представление. Сонные мы вылезли из спальников и припали к темным окнам... и, правда, сквозь заиндевевшие стекла были видны какие-то люди, которые стояли на улице с горящей звездой (внутри была свечка) и что-то пели. Тут надо сказать, что диалект Западной Украины не так-то просто понять: смесь украинского, русского, польского, венгерского, немецкого.... Родители наши выскочили на улицу и пригласили ряженых в дом. Наверное, с десяток юношей-парубков (лет 16-20),  распевая что они идут за Звездой вошли в дом... и начался Вертеп (по воспоминаниям моего папы: они так и спрашивали: Вертеп делать будем?).
[Нажмите, чтобы прочитать дальше]
Фотография отсюда Там коротенькое видео вертепного кукольного действия "Царь Ирод" от театра Бродячий Вертеп.


Там были странные персонажи: пастухи с загнутыми посохами, кто-то в короне, цыган, парень переодетый женщиной,  воины с мечами и в картонных доспехах, смерть в белом одеянии и с косой, ещё кто-то, ещё и ещё, но самый страшный был чёрт. Представьте себе - весь в обтягивающем черном трико, на голове какие-то тоже черные рейтузы (похоже на нынешнюю ОМОНовскую маску) с прорезями для глаз и рта. Рот кроваво-красный, рога торчат, хвост на шее огромный колокольчик, а в руках ухват (?). Черт был буйный, скакал по кроватям, пугал нас и безобразничал. Помните в "Ночи перед Рождеством" кузнец Вакула на стене церкви намалевал черта "такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!»" Вот такой и был черт.
Началось представление, которое я не поняла совсем: что-то пели, кому-то отрубала голову смерть, черт прыгал, цыган требовал денег, туда-сюда ходили воины, шли карикатурные сценки с евреем, поляком (?) или немцем (?). В конце наши родители угощали всех ряженых колбасой и прочими продуктами, наливали водку... где-то через час они и ушли.


В интернете я вычитала вот что: В конце ХIХ в. был известен так называемый "живой вертеп", то есть драма "Царь-Ирод", разыгрываемая не с помощью кукол, а людьми: мальчиками-подростками и парнями постарше (18-20 лет). "Живая" версия вертепа, является более поздней по сравнению с кукольным представлением. Началом вертепной драмы надо считать рождественскую драму марионеток, перешедшую в XVII веке из Западной Европы в Польшу; в это же время вертепная драма появляется и на Украине. Когда же возникла народная драма о царе Ироде, сказать трудно. А. Сулоцкий утверждает, что «Царь Ирод» разыгрывался тобольскими семинаристами уже в XVIII в. (Марковський. Украінський вертеп. У Киіві, 1929,)
Представление состояло из  двух частей: драмы-мистерии «Царь Ирод» и из сатирически-бытовой интермедии.


Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов так описывал вертепное представление в России:
«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы — мудрецы Востока). Затем происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев «сущих первенцев». Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск — и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече — Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком «гу—гу—гу!» Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в ад со словами:
«О, проклятый Ироде, за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну и с кости».


Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут» (Виноградов Н. Народная драма. История русской литературы. — М., 1908. — Т.1 —С.389—390). Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.


Этнограф В.А.Мошков так описывает "живой вертеп" в Славуте: Царь Ирод, изображался «в солдатском мундире, поверх которого накинута красная мантия; он подпоясан широким кушаком, оклеенным золоченой бумагой; через левое плечо повешена цветная бумажная орденская лента, а через правое •— шашка на портупее, обклеенной золотой бумагой; на голове картонная корона, обклеенная золоченой бумагой, на руках белые перчатки». «Хранитель» Ирода выступал «в обыкновенной марийарке с золотыми галунами на груди, с лентой через плечо и с шашкой; на голове невысокая цилиндрическая шапочка с пером». Воины —«в коротких мундирах из ситца, в кожаных кушаках с бляхой, с шашками через плечо; на головах каски из золоченой бумаги; у одного из них кроме шашки пика». Рахиль — «хлопец, одетый в женское платье с тряпочной куклой в руках». Чорт — или «в обыкновенной маринарке с черной маской на лице, с рогами», или «в полушубке, вывороченном наизнанку». Смерть — «хло­пец с накинутой на голову простыней, в белой маске, с деревянной косой в руках». Волхвы одеты «в красные мантии из кумача, с золотыми коронами на головах». Книжник — «в старинном еврейском костюме, в белых чулках и туфлях, с длинными пейсами, в меховой шапке»


Приведу самый драматичный эпизод:

Рахиль . Царь Ирод, чего изволишь?
Ирод . Где ты пряталась?
Рахиль . Я нигде не пряталась, только свое дит'ё прятала.
Ирод . Я тебе велю его казнить к смерти.
Рахиль (задом к публике). Царь Ирод, лучше не казни дитя, казни меня.
Ирод . Ты мне не нужна, только твое дитё.
Рахиль . Дай моему дитю хоть на три дня жизни.
Ирод . Не дам даже на три минуты.
Рахиль . Дай хоть на два дня жизни.
Ирод . Даже на две минутки не дам.
Рахиль . Дай хоть на один день жизни.
Ирод . Даже на одну минутку не дам, бо со мно(й) не разговаривай, - катуй, катей.
Солдаты поднимают ребенка на пику и уносят его; за ними уходит Рахиль.
Приходит Смерть с косой.
Смерть . Их ты, Ирод, погибшая душа, погибнешь ты сию минуту.
Ирод . Смерть моя дорогая, чего жь ты так скоро по мене пришла, почему ты не дала мне хоть на три дня жизни?
Смерть . Даже на три минуты не дам.
Ирод . Дай хоть на два дня жизни.
Смерть . Даже на две минуты не дам.
Ирод . Дай мне хоть на один день жизни.
Смерть . Даже на одну минуту не дам. Тотчас ты погибнешь, сета минуту
Ирод, при виде Смерти, становится на колени. Смерть, при послед­них словах, дотрагивается до него косой и уходит. Ирод остается стоять на коленях, но опускает ниже голову. Приходит Чорт.
Чорт. Ха, ха, ха, Ирод, проклятая душа. Я на тебе ждал 37 лет и три года, покуда до тебе дождався. Теперь пойди за свои дела в пекло.
Чорт толкает Ирода за палатку. Приходит один из воинов и говорит, глядя на пустую палатку:
Воин . Нет нашего царя Ирода, верно его смерть взяла.

Использовала вот этот сайт и вот этот . У И.П. Еремина (последняя ссылка) можно прочитать несколько вариантов полной народной драмы "Царь Ирод".
Tags: воспоминательное, интересное, о жизни, поболтать, сказки, старое
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal