И вот как-то раз ночью (дело было с 6 на 7 января) нас-детей разбудили взрослые: вставайте, сейчас вертеп показывать будут, представление. Сонные мы вылезли из спальников и припали к темным окнам... и, правда, сквозь заиндевевшие стекла были видны какие-то люди, которые стояли на улице с горящей звездой (внутри была свечка) и что-то пели. Тут надо сказать, что диалект Западной Украины не так-то просто понять: смесь украинского, русского, польского, венгерского, немецкого.... Родители наши выскочили на улицу и пригласили ряженых в дом. Наверное, с десяток юношей-парубков (лет 16-20), распевая что они идут за Звездой вошли в дом... и начался Вертеп (по воспоминаниям моего папы: они так и спрашивали: Вертеп делать будем?).
Там были странные персонажи: пастухи с загнутыми посохами, кто-то в короне, цыган, парень переодетый женщиной, воины с мечами и в картонных доспехах, смерть в белом одеянии и с косой, ещё кто-то, ещё и ещё, но самый страшный был чёрт. Представьте себе - весь в обтягивающем черном трико, на голове какие-то тоже черные рейтузы (похоже на нынешнюю ОМОНовскую маску) с прорезями для глаз и рта. Рот кроваво-красный, рога торчат, хвост на шее огромный колокольчик, а в руках ухват (?). Черт был буйный, скакал по кроватям, пугал нас и безобразничал. Помните в "Ночи перед Рождеством" кузнец Вакула на стене церкви намалевал черта "такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!»" Вот такой и был черт.
Началось представление, которое я не поняла совсем: что-то пели, кому-то отрубала голову смерть, черт прыгал, цыган требовал денег, туда-сюда ходили воины, шли карикатурные сценки с евреем, поляком (?) или немцем (?). В конце наши родители угощали всех ряженых колбасой и прочими продуктами, наливали водку... где-то через час они и ушли.
В интернете я вычитала вот что: В конце ХIХ в. был известен так называемый "живой вертеп", то есть драма "Царь-Ирод", разыгрываемая не с помощью кукол, а людьми: мальчиками-подростками и парнями постарше (18-20 лет). "Живая" версия вертепа, является более поздней по сравнению с кукольным представлением. Началом вертепной драмы надо считать рождественскую драму марионеток, перешедшую в XVII веке из Западной Европы в Польшу; в это же время вертепная драма появляется и на Украине. Когда же возникла народная драма о царе Ироде, сказать трудно. А. Сулоцкий утверждает, что «Царь Ирод» разыгрывался тобольскими семинаристами уже в XVIII в. (Марковський. Украінський вертеп. У Киіві, 1929,)
Представление состояло из двух частей: драмы-мистерии «Царь Ирод» и из сатирически-бытовой интермедии.
Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов так описывал вертепное представление в России:
Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут» (Виноградов Н. Народная драма. История русской литературы. — М., 1908. — Т.1 —С.389—390). Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.
Этнограф В.А.Мошков так описывает "живой вертеп" в Славуте: Царь Ирод, изображался «в солдатском мундире, поверх которого накинута красная мантия; он подпоясан широким кушаком, оклеенным золоченой бумагой; через левое плечо повешена цветная бумажная орденская лента, а через правое •— шашка на портупее, обклеенной золотой бумагой; на голове картонная корона, обклеенная золоченой бумагой, на руках белые перчатки». «Хранитель» Ирода выступал «в обыкновенной марийарке с золотыми галунами на груди, с лентой через плечо и с шашкой; на голове невысокая цилиндрическая шапочка с пером». Воины —«в коротких мундирах из ситца, в кожаных кушаках с бляхой, с шашками через плечо; на головах каски из золоченой бумаги; у одного из них кроме шашки пика». Рахиль — «хлопец, одетый в женское платье с тряпочной куклой в руках». Чорт — или «в обыкновенной маринарке с черной маской на лице, с рогами», или «в полушубке, вывороченном наизнанку». Смерть — «хлопец с накинутой на голову простыней, в белой маске, с деревянной косой в руках». Волхвы одеты «в красные мантии из кумача, с золотыми коронами на головах». Книжник — «в старинном еврейском костюме, в белых чулках и туфлях, с длинными пейсами, в меховой шапке»
Приведу самый драматичный эпизод:
Рахиль . Царь Ирод, чего изволишь?