"Неорганика и Амундсен, или подтверждение тезиса о том, что знания лишними не бывают"
И было мне 17 лет. . Внезапное отправление всего нашего первого курса в сентябре на картошку за Можай совершенно спутало учебный план :). Я познакомилась с большим количеством интереснейших неординарных людей - дружила, влюблялась, бегала по выставкам, запоем читала, продолжала ходить в мой любимый театр Ю-З, скажем так, неорганическая химия не входила в сферу моих интересов :)).
Однако, посещаемость проверяли, приходилось ходить на лекции. Читал их профессор химфака МГУ Л.М. Витинг. Есть такой армянский музыкальный инструмент дудук, так вот если два дудукиста играют в паре, задача второго - держать одну и только одну ноту. Это большое искусство и требует мастерства, так вот профессор обладал этим мастерством в совершенстве, Он умудрялся читать лекции на одной ноте, на аудиторию он обычно совершенно не обращал внимание, если вдруг удавалось преодолеть сонливость, то можно было понять, что лектор сам с собой дискутирует, выдвигает гипотезы, их опровергает или наоборот. Полагаю даже, что лекции были хороши, но нужен был особенный навык, чтобы их слушать с вниманием больше 15 минут. Вот такая особенность...
В январе наступил таки час Х, стало ясно что экзамена по неорганике не избежать никак. Я, конечно, готовилась, но выучила не все. Разумеется билет мне достался именно тот, который я не знала - про олово. Списать мне не удалось, от страха вылетело все немногое, что знала, стало ясно, что это - два. Вызвали меня довольно быстро и я пошла отвечать какому-то незнакомому преподавателю. Он просмотрел с горем пополам решенную задачу (она была вторым вопросом) и спросил про олово... Мои общие соображения на этот счет его совершенно не удовлетворили, но он по каким-то причинам решил меня тянуть. Спросил, где используется олово? Я смогла вспомнить лишь оловянного солдатика и оловянные ложки :). Тогда он задал мне роковой вопрос: Кто открыл Южный полюс?
[ И что я ему ответила?]Тут я должна пояснить, что лет в 15 я была романтичной девушкой, которая обожала читать литературу про путешествия. Моим героем почему-то был Амундсен. Так что вопрос был по адресу :)). Я с жаром и блеском в глазах начала рассказывать биографию
- Но ведь была еще одна экспедиция на Южный полюс? Роберта Скотта я не очень любила, но разумеется знала, начала рассказывать и про него :)).
- А почему экспедиция Скотта погибла? - Тут я опять воодушевилась и произнесла проникновенную речь о плохой организации, неудачах, отвратительной погоде, просчетах, погибших пони....
- А олово?... - я опять впала в свое изначальное отупение и даже как-то поникла.....
Пришлось ему самому рассказать мне про оловянную чуму.- свойство олова при температуре ниже 13 градусов переходить в другое фазовое состояние (серое олово), а при −33 °C трескаться и превращаться в порошок. Причём соприкосновение серого олова и белого приводит к «заражению» последнего. А у Скотта баки с горючим были запаены оловом... оно раскрошилось - горючее вытекло.