Итак:
Представьте себе, что вы в раю (ну хоть бы в элизиуме). И вот, вам предлагают на несколько часов вернуться в грешный мир, но не ради подвига, а чтобы получить удовольствие, о котором вы "там" мечтали и "здесь" оно вам уже не нужно, но обещано и билеты куплены. И вы переноситесь из рая в грешный мир к совсем не плотскому удовольствию - из Венеции в Падую (меньше получаса на поезде), к капелле Скровеньи. Вот так и мы, утром (благо живем по московскому времени и встаем на 2 часа раньше европейских туристов) еще бродим по Венеции (рай!), потом на Санта-Лючии садимся в поезд (могут ли быть вокзалы расположены лучше? - нет!!!) и через полчаса уже идем по городу с широкими улицами, заполненными автомобилями (мы успели за сутки позабыть об их существовании), к капелле Скровеньи. Идти недолго. После 10 минут ожидания нас впускают в небольшой зал посмотреть видео о том, что мы скоро должны увидеть воочию, затем нас впускают в капеллу ровно на 15 минут. То, что мы видим - это совсем не грешный мир, наоборот, то, что создал Джотто, это и есть рай, в котором не должно быть времени, но у нас тикают 15 минут. И они УТЕКАЮТ как песок в песочных часах - символе "мира сего". Вот и все, прошло 15 минут и суровый смотритель выталкивает нас, последних, из капеллы.
[ Еще читать и смотреть картинки]
Дальше - громадный и бестолковый музей, входящий в стоимость билета. В музее есть даже пара хороших картин любимого 15 века, но я уже не могу их вспомнить. Совсем рядом - первый из многих громадных храмов Падуи (очень красивая Кьеза дельи Эремитани). Они там все громадные, мы не увидели ни одного малого и изящного. Сама капелла Скровеньи внешне такая, что кажется невидимкой (есть волшебное внутреннее пространство, но как же это выглядело снаружи? срочно посмотреть буклет - а.., вот так.., совсем почти никак...).
Встряхнулись, отходим от капеллы - углубляемся в Падую, идем к церкви св. Антония. Широкие улицы, машины, трамваи и автобусы. На площади перед университетом орут, митингуют коммунисты. Пытаемся понять, есть ли у города свой стиль. Похоже - его нет. Когда выходим к знаменитому палаццо дела Раджоне, понимаем, что нам особенно "повезло" - площадь перед ним занята громадным вещевым рынком с дешевыми китайскими товарами (как оказалось - все остальные старинные площади Падуи в эту субботу превращены в точно такие же вещевые рынки). Ничто не радует, в первый раз (ой, не в последний) остро хочется назад в Венецию. Но город большой - надо быстрым шагом идти к св. Антонию. Выходим на знаменитую площадь Прато дела Валли с толпами статуй вдоль реки. Мне становится тошно от них, именно в прямом смысле тошно. Ощущение ужесточает очередной вещевой рынок с китайщиной, подступающий к "знаменитым" статуям со всех сторон.
Совсем рядом - громадная церковь, которую издали мы принимаем за церковь св. Антония. Подходим вплотную и убеждаемся, что ошиблись. Это - церковь св. Иустины, между прочем, тоже одна из крупнейших в мире.
Наконец, подходим к самой церкви св. Антония. Только здесь меня отпускают ощущения тщеты всего и муки "потерянного рая". Толпы паломников, с искренней верой "текущих" в храм и к гробнице св. Антония, заставляют увидеть это место как настоящее и величественное. Храм действительно перекликается со святым Марком венецианским. Снова хорошо и легко. Но как только мы насладились св. Антонием снаружи и внутри - мы просто помчались прочь, быстрее, быстрее - назад в Венецию. Можно уехать за 3 евро в Венецию через полчаса или за 20 с носа прямо сейчас? Берем за 20 с носа, но прямо сейчас.
Когда мы ступили на перрон Санта-Лючии, Катя спросила: "Поедем когда-нибудь опять в Падую?" Я ответил: "Разве что купим билеты сразу на 4 подряд сеанса в капеллу Скровеньи и из нее - бегом назад на вокзал". Мое мнение не изменилось - если меня заставят бродить целый день по Падуе и лишат возможности сбежать из нее в Венецию - это будут "муки адские". А ведь забрось Падую за сотни километров от Венеции и Тосканы - это будет город, который я искренне рекомендовал бы посетить и внимательно осмотреть. Без стиля город, даже Болонья теплее и более цельная (в Падуе ведь тоже галереи на улицах), но падуанские церкви в самом деле прекрасны (не говоря уже об их колоссальных размерах). Вот такая пара, которая явно парой быть не должна - Венеция и Падуя.
Все же одну картину из городского музея покажу. Я сразу обратила на нее внимание, но только потом поняла, что это "Аргонавты" Лоренцо Коста (1460 -1535). Да я больна античностью уже даже на уровне подсознания :). Посмотрите ведь это "воздушный корабль" (фото из интернета)
Церковь Эремитани
В 1944 году в нее попала бомба британского бомбардировщика Веллингтон (целились в вокзал), но фрески Мантеньи оказались почти полностью уничтожены. То что осталось можно сфотографировать.
Фрески Мантеньи (1431- 1506) из цикла Житие св. Христофора (перенесение тела св. Христофора)
Детали
В этой же церкви обнаружила вот такого Христа. Ничего про него не знаю, в сети информации не нашла :(, но он чудесный
Музицирующие ангелы
Коммунистический митинг на площади
Домик на площади у Кафедрального собора
К кафедральному собору примыкает баптистерий (12 век, последняя реконструкция 1260 г).
Баптистерий весь покрыт фресками написанными в 1375 – 1376 годах Джусто де Менабуои. Фрески замечательные, но смотреть их сразу после Джотто очень тяжело. Покажу двух апокалиптических зверей, которые мне запомнились (фото из сети, там же можно найти и все остальное :))
А вот и собор святого Антония Падуанского (13 в, начат через 19 лет после смерти святого), в Падуе говорят короче - дель Санто (какой же еще святой может здесь быть :)).
Перед ним стоит памятник кондотьеру Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелата (медовый кот). Кондотьер, который был одно время правителем Падуи, начальником всех сухопутных войск Венеции, вошел в историю в основном благодаря памятнику, который ему воздвиг Донателло. Памятник замечательный во всех отношениях - это первая конная статуя, после античности, именно после неё по всем городам и весям поскакали разные государи-императоры и прочие полководцы :). За образец Донателло взял конный памятник Марку Аврелию в Риме (который не уничтожили, приняв за императора Константина) и лисипповых коней в Венеции.
В интернете нашла лицо кондотьера крупным планом.
"Донателло и его работы привели Падую в восторг. Власти пытались уговорить скульптора остаться в их городе, но он ответил отказом. Он должен вернуться в свою родную Флоренцию, иначе забудет все, чему его учили. «В Падуе, — сказал он, — все, что он делает, вызывает похвалу, а во Флоренции его постоянно критикуют»." (Г.В.Мортон От Рима до Милана").
Теперь посмотрим еще работы Донателло в соборе.
Богородица с младенцем, в окружении св. Франциска и св. Антония Падуанского. (из wga)
Мне очень понравился св. Франциск (фото с wga)
Об Антонии Падуанском (1195 - 1231) рекомендую почитать здесь. Я же скажу, что это один из самых почитаемых святых в Италии и это очень хорошо ощущается в его соборе. В Сан-Марко в Венеции мне кажется многие туристы даже не замечают гробницу евангелиста, в Падуе же гробница св. Антония это центр притяжения всего собора, главное место, к которому постоянно идут паломники, и эта искренняя горячая вера заражает и затягивает. На самом деле это производит такое сильное впечатление, что уже не обращаешь внимание на убранство, на фрески, статуи (Донателло)... всё меркнет по сравнению с этим чувством.
Приведу еще две истории "для настроения". Одна взята у Г.Мортона там же, он цитирует Бернарда Уолла:
И вот еще одна замечательная история про св. Антония, которую приводит Франциск Ассизский в Цветочках (да-да они были хорошо знакомы друг с другом).
Дело были в Римини где св. Антоний проповедовал еретикам. Еретики, как водится его не слушали и тогда святой Антоний вышел на берег моря и обратился с проповедью к рыбам. "Слушайте слово Божие, вы, рыбы морские и речные" И только он это сказал приплыли рыбы большие и малые и выстроились мелкие - ближе к берегу, большие в глубине, высунули головы и стали слушать. "Братья мои рыбы,.." продолжил святой и прочитал им настоящую проповедь, которую рыбы со вниманием слушали, согласно кивая головами. В конце проповеди св. Антоний "отпустил рыб с благословением Божиим, и они все удалились, странным образом проявляя свою радость. "(полностью прочитать можно здесь). Не знаю, как вас, а меня очень тронула эта история. Иллюстрирую ее фреской (фотография тоже из интернета)