mrs_mcwinkie (mrs_mcwinkie) wrote,
mrs_mcwinkie
mrs_mcwinkie

Второе орудие:ЧХИ!

«Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и  мужики, и   полицмейстеры, и иногда даже тайные советники».
  А.Чехов «Смерть чиновника».

«Ахчхи, спичка в нос, пара колёс, конец оси, чтоб чесало в носе; чих на ветер, кишки на мешки, жилки на струнку,
живот на хомут!"
Лев Кассиль. «Кондуит и Швамбрания»

В юности, в очередной раз перечитывая Одиссею, я обратила внимание на отрывок, где упоминается примета на «зачих» (чихнуть после какого-то сообщения, и тем подтвердить его правоту).
И нет уже мужа такого
В доме, как был Одиссей, чтобы дом защитить от проклятья.
Если б пришел Одиссей и явился в родную Итаку,
Быстро с сыном своим он мужам отомстит за насилья!"
Вдруг в это время чихнул Телемах, и по целому дому
Грянуло страшно в ответ. Засмеялась тогда Пенелопа.
Тотчас к Евмею она обратилась со словом крылатым:
"Вот что, Евмей, позови-ка скорее ко мне чужеземца!
Разве не видишь? Все, что сказала я, сын зачихал мне?
Значит, для всех женихов несвершившейся гибель не будет:
Кер и смерти меж них теперь ни один не избегнет.

Как интересно, в моей семье никогда не говорили на чих "Правда!", но я такое слышала и не раз от других и тут я еще вспомнила, что в пионерлагере у нас была целая тетрадь для гадания по чиху, называлась Чихалка, однако живучая примета оказалась. Вот что-то в этом роде: http://priznanie-v-lubvi.ru/gadan/6 . То есть если чихнул во вторник между 7-8 это значит, что ты кому-то нравишься, а если в четверг с 13-14 то о тебе сплетничают. :)
Решила немножко разобраться с этой весьма древней традицией. Мне помогла вот эта глава из книги «Повседневность и мифология! К.Богданова . и несколько статей из Википедии.
В прошлом посте я привела слова, которые в разных странах говорят чихающему. В целом они разбиваются на две большие группы – пожелания (чаще всего здоровья или долголетия) и то что можно отнести к «приметам» . Сначала вообще разберемся почему чих, а не ик, например :).

Мишель Монтень писал  что: «Чихание, в отличие от ветров, исходит из головы и ничем не запятнано, а посему мы и оказываем ему столь почетную встречу»
У Гиппократа читаем, что "чиханье происходит из головы при сильном разгорячении мозга или при сильном овлажнении полости, находящейся в голове, ибо воздух, находящийся внутри, с напором вырывается наружу; производит же шум потому, что проход ему - через узкое пространство".
Он же пишет, что для того чтобы остановить икоту следует чихнуть, следовательно можно считать, что чих сильнее ика :)
[Почитать еще про чих]
Теперь рассмотрим случаи добрых пожеланий после «чиха». Причины возникновения этих пожеланий можно условно разделить на «рационалистические» с элементами мистики и «мистические».


Рационалистические.
В античности и средневековье в чихании видели первый симптом бубонной чумы (об этом есть у Фукидида), предполагалось, что добрые пожелания и призвание Господа может уберечь человека от заболевания (римляне желали чихнувшему здоровья -"Absit omen!") . Или наоборот, чихание говорило о выздоровлении человека и пожелания помогали скорейшему избавлению от болезни.
Считали также,  что при чихании может остановиться сердце и добрые пожелания запускали «мотор» .
Традиция желать здоровья также очень древняя, например при Тиберии существовало правило, чтобы во время его прогулок, в случае если он чихнет, все говорили prosit -на здоровье! (По Плинию Естественная история)


Мистические.
Мистические основываются на тесной связи между чиханием, дыханием, душой и самой жизнью человека.
В одном из иудейских преданий чиханье так и объясняется - с акцентом на следующий отсюда возможный вывод: "вдохнув" жизнь в человека, Бог "выдыхает" ее в человеческом чиханье. "Раввины объясняют, что когда наш праотец Адам за непослушание сделался смертным, то,-по определению Божию, потомки его раз в жизни чихали, а именно - умирая; это происходило до Иакова, который умолил Господа о прощении, и он, чихнув, остался жив. С тех пор, однако, не переставали молиться о здравии чихающих и чиханье служило знаком здоровья - знаком добрым. С этого времени дети при рождении чихали" .


Другое объяснение где тоже очевидна связь чиха-дыхания и души: Когда Аллах создал Адама и вдохнул в него душу, тот чихнул и сказал: «Хвала Аллаху», и таким образом восхвалил Аллаха по Его воле, тогда Господь сказал ему: «Да окажет тебе Аллах свою милость, о Адам. Иди к тем ангелам, которые сидят в собрании, и скажи им: «мир вам!». Ангелы ответили ему: «И тебе мир и милость Аллаха!». После этого Адам вернулся к своему Господу, который сказал: «Воистину, таково будет приветствие твоё, и приветствие сынов твоих между собой».


Здесь уместно привести цитату из Библии, в которой можно также заметить связь чихания и жизни, а точнее возвращения к жизни  - воскрешения. (4 Цар. 4:32-35): "И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои".


Существовало также поверие, что от сильного чиха душа может покинуть тело чихающего, и ее в этот момент может похитить Сатана, соответственно, упоминание имени Бога от этого уберегало.


С другой стороны было и обратное представление, что с чихом выходит злой дух (который поселился в теле ранее), в этом случае, добрые пожелания не дают ему залезть обратно. :) (Irish Folk story "Master and Man" by Thomas Crofton Croker, collected by William Butler Yeats). Мне кажется здесь есть общие черты с обрядом зороастрицев, который я приводила ранее, но повторю еще раз. Чих борется со злым духом, который находится внутри человека и молитвы помогают одержать победу – дух выходит.
«... что когда кто-то чихает, он должен прочитать один Ахунвар и один Ашемвох. Ибо в нашем теле есть друдж (демон). Она противник, соединенный с людьми и она стремится причинять несчастье и болезнь, завладевающую людьми. И есть в наших телах огонь, который называют нравом - по-арабски говорят "таби'ат" - и его называют чихательным инстинктом. Он соединяется с друдж и они ведут войну. И он стремится изгнать ее из тела человека. Когда огонь одолевает ту друдж и заставляет ее улетать, происходит чих, поскольку эта друдж выходит. Затем, поскольку это необходимо, читают эти внутренние молитвы и совершают благословение огня, поэтому проходит много времени, пока друдж остается побежденной.» (Саддар 7)


По другому рассказывает нам о целебной силе здравницы на чихание сказочный сюжет: бедняк хочет украсть у богатого брата вола и встречает Смерть, она идет к дому этого богача, чтобы задушить ребенка, когда ребенок чихает, бедняк говорит: "На здоровье!" - и тем его спасает.


Что касается примет, связанных с чиханием, мне кажется,  этот обычай все же древнее «пожеланий».  Давайте опять вспомним  «мистическую» связь чиха с дыханием, с душой и жизнью человека. В момент чихания часть души отделяется от тела вместе с дыханием и человек находится в положении между мирами – нашим и божественным (или одновременно в них обоих) и отражает, как зеркало, «верхний» мир.  Таким образом чихающий не принадлежит в этот момент сам себе, ;  в юмористической переработке это отражено в русской поговорке  "Сатана чихнул - монах народился"



Другая версия, что  при чихании в человека входит благой дух, у зулусов: чиханье напоминает человеку, что Итонго (дух предков) вошел в него и пребывает с ним. Зулусские гадатели и колдуны стараются почаще чихать и считают, что это указывает на присутствие духов; они прославляют их, называя: „Макози" (т. е. господа)"
Из всего вышесказанного вполне следует вера в чихание, как в добрую примету, а также «зачихивание» истины-правды (о чем мы читали у Гомера)



Еще у греков можно прочитать у Ксенофонта, в Анабасисе.
«В то время, как он говорил, кто-то чихнул. Услышав это, все солдаты в одном порыве прославили бога, и Ксенофонт сказал: "Воины, в то время как мы говорили о спасении, появилось знамение Зевса-Спасителя, и потому я предлагаю дать обет в принесении благодарственной жертвы этому богу, когда мы впервые вступим на дружественную землю; в то же время мы обещаем принести жертвы и другим богам по мере наших возможностей.» (пер. М.И. Максимова). Прим. переводчика: "Чихание считалось у греков добрым предзнаменованием. Присутствующие обычно говорили чихнувшему: "Помоги, Зевс!"
В Риме эта примета обросла деталями и стало важным в какую именно сторону чихают (благоприятная правая и неблагоприятная левая стороны)
У Катулла
Акму обнимал ласково Септимий.
"Акма, -- говорил, -- милая подруга!
Разве не готов много лет безмерно
Я тебя любить, быть с тобою рядом?
Коль не так, тогда в Ливию, пропащий,
Сероглазому льву пойду навстречу!"
И тотчас Амур, влево все чихавший,
Одобрительно вдруг чихнул направо.
Голову тогда запрокинув, Акма
Вдруг уста в уста юношу ласкает,
Пурпуром его согревает глазки.



Неожиданно для себя я выяснила, что Амур был большой любитель почихать со значением:) .  В Древнем Риме считалось,  что Амур чихает при рождении хорошенькой девушки; и влюбленный юноша говорил своей возлюбленной: sternuit tibi Amor — Амур чихнул тебе!
В дальнейшем такого рода верования превратились в суеверия, с которыми совершенно справедливо боролась церковь. Эти верования нашли отражение в поговорках "В чох, да в жох, да в чет не больно верь"; "не верить ни в чох, ни в сон, ни в птичий грай" и в пословицах (В. Даль  "Пословицы русского народа"): "Чихнешь в понедельник натощак - к подарку, во вторник - к приезжим, в среду - к вестям, в четверг - к похвале, в пятницу - к свиданию, в субботу - к исполнению желаний, в воскресенье - к гостям"



В английском стишке мы тоже видим вариант «чихалки»:
Sneeze on a Monday, you sneeze for danger;
Sneeze on a Tuesday, you kiss a stranger;
Sneeze on a Wednesday, you sneeze for a letter,
Sneeze on a Thursday, for something better;
Sneeze on a Friday, you sneeze for sorrow;
Sneeze on a Saturday, your sweet-heart tomorrow;
Sneeze on a Sunday, your safety seek,
The Devil will have you the whole of the week
И еще одна
One for sorrow
Two for joy
Three for a letter
Four for a boy.
Five for silver
Six for gold
Seven for a secret, never to be told.
А исследование происхождения выражения "начхать на кого-то или что-то" я оставлю за рамками этого поста :) Не болейте и выздоравливайте :)
Tags: забавности, интересное, поболтать, этимология, языки
Subscribe

  • "Памяти лоскутное покрывало".

    А между тем мы с мамой выпустили еще одну папину книжку "Памяти лоскутное покрывало". Выпустили на платформе Ridero, где ты "сам…

  • 7 декабря. День св. Екатерины

    День ангела. Катерина-санница. Спасибо за подарочек дорогой phania_phenix. И йехууу... завьюжило сегодня, а я и рада. автор Onorio…

  • Папе 90. Зарисовка.

    Костер у тарзанки. Сегодня папе исполняется 90. Маша хорошо написала большой пост, я пока не могу, все почему-то распадается на части прямо в руках…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • "Памяти лоскутное покрывало".

    А между тем мы с мамой выпустили еще одну папину книжку "Памяти лоскутное покрывало". Выпустили на платформе Ridero, где ты "сам…

  • 7 декабря. День св. Екатерины

    День ангела. Катерина-санница. Спасибо за подарочек дорогой phania_phenix. И йехууу... завьюжило сегодня, а я и рада. автор Onorio…

  • Папе 90. Зарисовка.

    Костер у тарзанки. Сегодня папе исполняется 90. Маша хорошо написала большой пост, я пока не могу, все почему-то распадается на части прямо в руках…